Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Таможенная очистка груза – это необходимая процедура, которую также называют растаможкой, и которую обязаны пройти все товары при пересечении границы государств или их групп. В силу сложного таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), прохождение таможенной очистки груза самостоятельно может оказаться непростой задачей.

Чтобы процедура таможенной очистки прошла быстро, без проблем и задержек, компании зачастую обращаются за помощью к специализированным организациям – таможенным представителям (агентам). Эти организации помогают клиентам разобраться в сложностях и тонкостях процедуры таможенной очистки грузов, которые ввозятся на территорию РФ и ЕАЭС.

Если вы хотите узнать больше о процедуре таможенной очистки грузов, которые пересекают границу РФ и ЕАЭС, то обязательно прочитайте нашу статью.

Таможенная очистка грузов: что это?

Обычно под таможенной очисткой грузов понимается процесс таможенного оформления и уплаты соответствующих пошлин. Это занимается таможенный представитель, или таможенный брокер, который действует от имени и в интересах заказчика.

При пересечении границы транспортного средства с грузом подпадает под одну из таможенных процедур, определенных Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск для внутреннего потребления (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и такие таможенные процедуры, как транзит (перевозка через территорию Таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 289-ФЗ), при пересечении границы Российской Федерации из стран, не являющихся членами ТС, декларанту необходимо предъявить таможенному органу предварительные сведения о товарах, используемых транспортных средствах, а также о месте и времени пересечения границы ЕАЭС. При необходимости также предоставляются сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы. Далее декларант совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или с таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, например таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.

Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) предполагает организацию единой таможенной территории для стран-участников, в число которых входят Россия, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС используют единые таможенные тарифы, а также другие меры регулирования при торговле с другими государствами. При взаимной торговле между странами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории Евразийского экономического союза действуют упрощенные правила перевозки грузов.

Процедура таможенной очистки при экспорте:

При экспорте товаров за пределы РФ заявитель или его представитель должны предоставить таможенному органу необходимые сведения и документы, указанные в статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Для каждого вида транспорта, определенного в Кодексе, перечислены документы, в которые обязательно входит таможенная декларация. Документы также могут быть представлены в электронном виде, но таможенный орган вправе запросить оригиналы в любой момент.

Важно учитывать, что информация, заявленная в Таможенной декларации, должна содержать список товаров и их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (международная система классификации товаров) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Определение правильного кода для каждого товара является важным аспектом, который может стать непростой задачей для неподготовленного лица. Ошибка в данном случае может привести к неприятным последствиям.

После того, как таможенный орган выдает документы для убытия товаров, на декларации делаются соответствующие пометки. Грузы, у которых имеется статус товаров Таможенного союза, могут быть вывезены из РФ в государства-члены ТС без ограничений, если это не запрещено международными договорами или законодательством РФ.

Процедура импортной таможенной очистки грузов состоит в том, чтобы уплатить необходимые ввозные таможенные пошлины, сборы и налоги до окончания выпуска товаров в свободное обращение. Обычно для этого требуется обратиться к таможенным брокерам, чья деятельность включает в себя два этапа: подготовительный и собственно таможенную очистку.

На первом этапе брокер анализирует информацию, получаемую от клиента, оценивает размер таможенных пошлин и определяет коды товаров по товарной номенклатуре ВЭД. Затем он заполняет декларацию на товары и переходит к выполнению основной работы.

На этом этапе таможенный брокер взаимодействует с таможенными органами, вносит необходимые оплаты в транспортные документы, а также подсчитывает размер пошлин и налогов. Это требует знания об изменениях в таможенном законодательстве, в связи с чем лучше обратиться к опытному брокеру для надежной помощи в растамаживании грузов.

На заметку, ввозные таможенные платежи включают в себя ввозные таможенные пошлины, НДС, акцизы и таможенные сборы, а вывозные платежи – вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета Евразийской экономической комиссии, а вывозные – Правительством РФ.

Рерайт:

В России таможенную деятельность регулируют Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года и Закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года (ред. от 3 августа 2018 г.). Вступление в силу ТК ЕАЭС стало причиной вынужденной необходимости принятия Федерального закона № 289-ФЗ. Он существенно изменяет положения закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующего до 2020 года.

Сегодня выработаны последние версии действующих документов, которые соответствуют современным принципам законодательства и представлены доступно. Однако наряду с ними действуют еще несколько документов нижестоящей юридической силы, таких как подзаконные правовые акты, письма и методические рекомендации Федеральной таможенной службы (ФТС), Правительства РФ и других организаций, включая таможни. Это все напрямую влияет на существующие проблемы и коллизии в области таможенного права, с которыми сталкиваются компании, работающие в сфере экспорта и импорта товаров. Таможенные брокеры имеют богатый опыт работы в решении подобных вопросов, что обеспечивает процесс таможенной очистки товаров клиентов без задержек и проволочек.

К сожалению, довольно часто сотрудники таможенных органов бездумно воспринимают недостаточную юридическую осведомленность компаний-участников ВЭД. Инспектор может отказать в принятии заявленной таможенной стоимости товаров или в соответствии выбранного таможенного режима не по закону. Также часто запрашивают несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или отказ в приеме декларации из-за малейшей ошибки в документах. Решить эти проблемы без специалиста в области таможенного дела не всегда возможно.

Как избежать рисков при таможенной очистке грузов

Когда дело касается прохождения таможенных процедур, компания может уменьшить риски, наймом сотрудника на эту должность или обращением к лицензированному таможенному брокеру. Быть специалистом в компании имеет смысл только для крупных предприятий с огромным потоком товаров, подлежащих таможенной очистке. В случае с остальными компаниями гораздо выгоднее обратиться к таможенному брокеру, так как это позволит снизить затраты на содержание штатного специалиста и одновременно уменьшить риски при прохождении таможенных процедур. Это особенно важно при транспортировке товаров, которые подлежат более тщательной проверке, то есть входят в группу риска. Такой перечень товаров постоянно обновляется таможенными органами, поэтому необходимо знать актуальную версию закона, чтобы снизить риск попадания товара под такую проверку.

Самостоятельное или неквалифицированное взаимодействие с таможней может привести к неприятным последствиям: от задержек в таможенной очистке до получения крупных штрафов и конфискации товаров.

Для избежания рисков при экспорте или импорте товаров имеет смысл обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании никого нет, кто знает данную область, или если товар проходит через новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов – это сложная процедура со множеством нюансов, которые могут привести к значительным потерям времени и денег. Процесс передвижения всех грузов, которые поступают на конкретную таможню, зависит от работающих там инспекторов, поэтому лучше доверить взаимодействие с ними профессионалам.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *