Организация расчетов с использованием банковских карт
Большинство российских предприятий используют банковские карты для расчетов, однако все еще есть пользователи, которые не доверяют этому платежному инструменту. В данной статье мы расскажем о пластиковых картах, как можно организовать платежную систему на предприятии с их использованием, как работает схема платежей и что такое эквайринг - банковская услуга по обработке платежей.
Использование банковских карт
С каждым годом количество безналичных операций на российском рынке увеличивается, превышая количество операций с использованием наличных денежных средств. Сначала это соотношение было небольшим, но к 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составила уже 76%, а уже в первом квартале 2020 года выросла до 86%. Следовательно, и количество пластиковых карт значительно возросло - по состоянию на 1 апреля 2020 года их количество составило более 283 миллионов, что является историческим максимумом. Это говорит о том, что современным торгово-сервисным предприятиям выгодно иметь систему расчетов с использованием банковских карт.
Сегодня невозможно представить себе мир без банковской карты. Объем операций по банковским картам будет и дальше расти, по этому мнению специалистов, потому что платежная карта создает серьезные преимущества как для покупателя, так и для предпринимателя.
Для покупателя карта - это удобство, безопасность и экономия времени. А для бизнеса это дополнительная прибыль. После установки терминала безналичной оплаты, как правило, объем продаж увеличивается. Почему так происходит? Дело в том, что человек с трудом расстается с наличными деньгами. Кроме того, если покупатель запланировал потратить определенную сумму, то его будет непросто убедить в превышении этого лимита. С другой стороны, психология платежной карты работает по-другому. Электронных денег не видно, и решиться на дополнительные траты гораздо легче.
Установив на своем предприятии систему безналичной оплаты, владелец может достичь нескольких стратегических целей:
- Повысить привлекательность своей организации для потенциальных клиентов и, как следствие, расширить клиентскую базу.
- Увеличить товарооборот.
- Сократить издержки на бухгалтерию.
- Сократить затраты и время на обслуживание клиента, повысив уровень сервиса.
- Сократить затраты на инкассацию.
- Уменьшить риск оплаты фальшивыми банкнотами и повысить сохранность выручки.
Предприниматель, желающий организовать у себя расчеты с применением банковских карт, должен:
- Зарегистрировать свою компанию в банке, который обслуживает платежные карты.
- Подключить к банку эквайринговые услуги, чтобы принимать платежи с карт.
- Установить терминалы для безналичной оплаты в своем предприятии.
- Обучить своих сотрудников, как обслуживать клиентов при использовании банковских карт.
Владельцы банковских карт и коммерческие предприятия, предоставляющие возможность расплатиться по карте, являются основными участниками системы пластиковых карт. Для успешного развития этой системы, банки должны выпускать как можно больше пластиковых карт, а предприятия должны создавать условия для безналичных платежей.
Правила расчета по банковской карте на территории Российской Федерации регулируются Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». Это означает, что необходимо соблюдать законодательные акты при организации расчетов с использованием банковских карт.
Организации, производящие расчеты, играют роль посредника между компанией и конечным потребителем. Эти организации называются процессинговыми центрами и осуществляют связь между банком, выпустившим карту покупателя, и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.
Банк, предоставляющий услугу эквайринга, включающую осуществление расчетов, совершаемых с помощью банковских карт, а также операций по выдаче наличных денег держателям банковских карт, называется эквайрером. Это означает, что банк обеспечивает проведение безналичных операций за продукты или услуги, используя банковские карты.
Схема покупки по карте выглядит следующим образом. Клиент, оплачивающий покупку или услугу безналично, получает ее от магазина, ресторана или автозаправочной станции, как будто бы в кредит – деньги не сразу поступают на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании, и сумма стоимости товаров, отпущенных по платежным карточкам, поступает на ее расчетный счет. Сумма, за вычетом комиссии банка-эквайрера, зачисляется на счет предприятия, а сама комиссия выплачивается банку-эквайреру.
Для организации безналичной оплаты на предприятии, необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут координировать все платежи, предоставить необходимое оборудование для проведения операций и обучить персонал.
В настоящее время, возможность безналичной оплаты – один из наиболее важных элементов успешной работы предприятий. Банковские карты становятся все более популярными, причем пандемия только укрепила доверие людей к ним. Оплата безналичными средствами – это безопасный и удобный способ покупки и оплаты, включая условия самоизоляции. Для того, чтобы не потерять клиентов, предприниматели включают электронный эквайринг, что позволяет им принимать безналичные платежи, увеличивая тем самым свой товарооборот.
Фото: freepik.com