«Вступает в силу с 1 октября». Центробанк подготовил ряд мер по защите средств граждан от мошенников
С 1 октября 2022 года в силу вступает важная мера, направленная на борьбу с мошенниками, использующими методы социальной инженерии.
С 1 октября 2022 года в силу вступает важная мера, направленная на борьбу с мошенниками, использующими методы социальной инженерии. Соответствующий документ Банка России был зарегистрирован в Минюсте в июне 2022 года, сообщает PRIMPRESS.
Согласно статистике, по результатам 2021 года Банк России зафиксировал объем операций без согласия клиентов на сумму 13,6 млрд руб., что на 38,8% больше, чем в 2020 году, и в два раза больше, чем в 2019 году. Объем мошеннических операций стремительно растет с каждым годом.
В связи с этим Банк России изменил регулирование. В первую очередь инициативы касаются ограничений по онлайн-операциям. Теперь клиенты банков смогут устанавливать запрет на переводы или выдачу онлайн-кредитов. Более того, можно будет установить максимальную сумму одной операции или лимит на определенное время – например, на сутки или месяц.
Данную функцию банки будут обязаны бесплатно предоставлять любому клиенту, который написал заявление. Если у гражданина есть счета в нескольких банках, то написать заявление необходимо в каждом из них. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций можно будет в любое время.
«Суммы, похищаемые со счетов граждан, действительно значительные. Большая часть мошеннических схем основана на методах социальной инженерии. Зафиксированы случаи, когда человек находился под влиянием мошенников до нескольких часов, совершая при этом диктуемые ему действия. Так, людям не просто внушают необходимость перевода средств на счет преступников, но и прибегают к более изощренным схемам» , – рассказывает директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.
Помимо уже принятых мер, Банк России инициировал несколько проектов по изменению законодательной базы для повышения эффективности борьбы с мошенниками. Прежде всего инициативы касаются изменения закона о Национальной платежной системе (НПС), в частности информационного обмена с МВД.
На данный момент правоохранительные органы тратят немало времени на то, чтобы получить информацию о хищении, в кредитных организациях. Притом что скорость раскрытия в указанном типе мошенничества имеет высокое значение.
«В целях решения этой задачи разработаны предложения по организации на базе ФинЦерта Банка России «единого окна» по оперативному, фактически в онлайн-режиме, взаимодействию с МВД России. Предусматривается включение МВД России в перечень участников информационного обмена с Банком России для получения информации, содержащейся в базе данных, о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиентов. Разумеется, все условия банковской тайны будут соблюдены согласно закону» , – объясняет Вадим Уваров.
Помимо всего прочего, обсуждается инициатива об ответственности банков за обеспечение безопасности средств клиентов на счетах. Если банк – отправитель платежа получил от Банка России информацию из базы о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он обязан будет, безусловно, вернуть клиенту все похищенные средства.
Еще одним действенным механизмом является отключение каналов дистанционного обслуживания. Это мера уже в отношении мошенников. Банку важно не допустить быстрый вывод денег или их перевод на другие счета, в том числе в разных банках. Мера будет применяться в отношении сомнительных лиц, информация о которых есть в ФинЦерте Банка России. Соответствующий законопроект был принят Государственной Думой РФ 15 июля в первом чтении.