Водители ритма в «Университетской клинике»: приморцам рассказали о новой услуге
Нарушения работы сердечно-сосудистой системы рано или поздно настигают если не каждого, то многих.
Нарушения работы сердечно-сосудистой системы рано или поздно настигают если не каждого, то многих. При некоторых из них можно обходиться лекарствами и прочими видами поддерживающей терапии, при других, особенно если есть угроза жизни, неизбежно проведение тех или иных операций. Врач-аритмолог, сердечно-сосудистый хирург многофункционального медицинского центра «Университетская клиника» Владислав Рублев рассказал, в каких случаях проводится установка искусственного водителя ритма или, как мы привыкли это называть, электрокардиостимулятора, и как это влияет на дальнейшую жизнь пациента.
Показания к установке водителя ритма
«Наиболее распространенным показанием к установке искусственного водителя ритма является ряд проблем, объединённых понятием дисфункции синусового узла, когда частота сокращения предсердий не соответствует физиологическим потребностям человека. Такое состояние обычно ассоциируется с возрастом, чаще встречаясь у людей старших возрастных групп. Кроме того, риск возникновения подобной дисфункции резко повышается при наличии других сердечных заболеваний, например гипертонической болезни или ишемической болезни сердца, – отмечает врач-аритмолог, сердечно-сосудистый хирург Владислав Рублев . – Симптомы могут быть минимальными или же проявляться слабостью, головокружением, снижением толерантности к физической нагрузке, появлением одышки и ощущениями немотивированного сердцебиения. Наиболее грозным и выраженным проявлением является резкая потеря сознания. Цель установки водителя ритма в таком случае – защита человека от падений и возвращение нормальной функции синусового узла».
Вторым по распространенности показанием к установке искусственного водителя ритма являются различные предсердно-желудочковые блокады, когда импульс в предсердии хорошо генерируется, предсердие хорошо сокращается, но в виду определенных изменений в нижестоящих структурах сердца импульс из предсердия не может «добраться» до желудочка. С возрастом риск приобретения таких изменений повышается, хотя в отдельных случаях такие состояния могут быть врожденными. Иногда это происходит на фоне тяжелых инфекционных заболеваний, в следствии воспалительных изменений в сердце.
Третьим, наиболее редким, но не менее значимым показанием является чрезмерная сердечная активность. Речь идет о пациентах, страдающих различными тахиаритмиями, то есть аритмиями с высокой частотой, например фибрилляцией или трепетанием предсердий. Корректировать эту проблему медикаментозно не всегда удается: сердце либо не реагирует на препараты в назначаемой дозировке, либо реагирует чрезмерно. Так, например, на фоне приема адекватной лекарственной терапии мы наблюдаем снижение частоты сердечных сокращений до 30 ударов в минуту. В таком случае установка искусственного водителя ритма является единственно верным решением, позволяющим улучшить качество жизни такого пациента.
Особенности установки водителя ритма в «Университетской клинике»
В многофункциональном медицинском центре «Университетская клиника» будет проводиться установка и последующая проверка искусственных водителей ритма для решения проблем низкой частоты сердечных сокращений. Будут использоваться стимуляторы двух брендов: российский «Элестим-кардио» и зарубежный Medtronic. Отметим, что услуга будет доступна для жителей Приморского края уже с 18 июля.
«Установить водителя ритма в медучреждении смогут те, у кого он уже есть, и пришло время его заменить. В зависимости от производителя и модели искусственные водители ритма работают разный срок. Так, российские электрокардиостимуляторы работают в среднем около 5 лет, зарубежные – около 8-11. Соответственно, когда батарейка полностью истощается, производится плановая замена кардиостимулятора. Старый аппарат отсоединяется от электродов и меняется на новый», – пояснил врач-аритмолог, сердечно-сосудистый хирург Владислав Рублев .
Искусственные водители ритма также могут установить пациенты, направленные на данную операцию лечащим врачом – кардиологом. Для первичного приема при себе необходимо иметь минимальный набор обследований: ЭКГ, УЗИ сердца, результаты суточного мониторирования ЭКГ (СМЭКГ по Холтеру), клинический и биохимический анализы крови, в том числе на гормоны щитовидной железы. Перед установкой водителя ритма анализы крови берутся в клинике повторно.
В многофункциональный медицинский центр также может обратиться приморец, который отмечает у себя такие симптомы как головокружение, внезапные потери сознания, немотивированное сердцебиение и резкое снижение толерантности к физической нагрузке. В таком случае в клинике будет проведено обследование, по результатам которого будет поставлен диагноз и принято решение относительно необходимости установки искусственного водителя ритма.
Когда у пациента отмечается эпизодическая аритмия, то есть резкие потери сознания происходят, к примеру, 1-2 раза в год. В таком случае пациенту можно помочь, имплантировав специальный петлевой регистратор, который фиксирует все изменения ритма, в том числе неощущаемые пациентом. Более того, к регистратору прилагается кнопка, чтобы при неприятных ощущениях происходящие изменения могли четко зафиксироваться в памяти устройства. Данная информация в дальнейшем используется для уточнения диагноза и, соответственно, принятия решение о том, следует ли проводить имплантацию искусственного водителя ритма.
«Водитель ритма программируют индивидуально под пациента таким образом, чтобы он работал максимально экономно, выполнял свою задачу и в то же время, чтобы не перебивал естественный сердечный ритм», – добавил врач-аритмолог, сердечно-сосудистый хирург Владислав Рублев .
Операция достаточно малоинвазивная, проводится под местной анестезией во избежание дополнительной нагрузки на сердце: пациент находится в сознании, врач с ним может разговаривать. Во время операции производится небольшой разрез 3-5 см в подключичной области, электроды последовательно заводятся в вену и под контролем рентгена фиксируются в камерах сердца. Подключенный к электродам искусственный водитель ритма прячется под кожу или мышцу. В зависимости от индивидуальных особенностей пациента накладываются узловые или косметические швы. В дальнейшем проводится перевязка.
В среднем продолжительность операции составляет порядка 30-60 минут.
Жизнь после установки
В первые сутки после операции пациент лежит в отделении в комфортной палате пребывания. Это необходимо для того, чтобы организм пациента адаптировался к своему новому состоянию – к появлению искусственного водителя ритма. Важно, чтобы сердце привыкло, перестроилась гемодинамика и нормализовалось давление.
Первый прием после установки водителя ритма проводится через 3 месяца, следующий через полгода. В дальнейшем в зависимости от производителя водителя ритма осмотр проводится либо раз в год (зарубежный производитель) либо 2 раза в год (российский производитель).
Примечательно, что в память кардиостимулятора записывается вся информация об изменениях сердечного ритма. При плановом посещении врач с помощью программатора сможет просмотреть ее, подключившись к аппарату пациента. В перспективе – планируется обеспечение в многофункциональном медицинском центре возможности удаленного наблюдения за состоянием пациентов с искусственными водителями ритма. Специальное устройство, находящееся у пациента дома, позволит врачу клиники динамически отслеживать техническое состояние стимулятора и зарегистрированные им нарушения сердечной деятельности.
Первые шесть месяцев после операции считаются «острым» периодом. Это связано с тем, что вокруг водителя ритма, который для организма является чужеродной системой, образуется соединительнотканная капсула. В этот период человеку рекомендуется ограничить движение в плечевом поясе и не поднимать тяжелые вещи со стороны импланта. В остальном пациент может вести привычный образ жизни. Никаких существенных ограничений в быту нет.
Врач также обратил внимание на то, что в более современных водителях ритма есть функция МРТ-защиты. При ее отсутствии, наличие кардиостимулятора является абсолютным противопоказанием к МРТ исследованиям. Модель имплантируемой системы стимуляции отражается в выписке из стационара и в специальном паспорте устройства, который предъявляется по требованию на таможне и других контрольно-пропускных пунктах. Связано это с тем, что пациентам с искусственными водителями ритма нельзя проходить через электромагнитные рамки.
«В принципе эта рекомендация исторически так и сохраняется, поскольку, когда пациент попадет в достаточно сильное электромагнитное поле, в кардиостимуляторе включается специальный «магнитный» режим – частота навязанных сокращений резко возрастает до 100 ударов, при этом человек может ощущать определенный дискомфорт. Соответственно за счет такой частой стимуляции будет быстрее изнашивается батарея устройства. С этим же связана рекомендация держаться на расстоянии и не заходить в трансформаторные будки», – пояснил Владислав Рублев.
В зависимости от производителя функция МРТ-защиты реализована по-разному. Так, в некоторых устройствах она включается автоматически, в других же требуется ее ручное включение в ходе очной проверка на программаторе, в иных случаях рекомендуется обойтись компьютерной томографией.
На данный момент имплантация искусственного водителя ритма – это современная и высокотехнологичная медицинская помощь, позволяющая существенно повысить качество жизни пациентов с аритмиями, нормализуя работу сердечно-сосудистой системы.
Напомним, что в многофункциональном медицинском центре «Университетская клиника» установка искусственного водителя ритма доступна с 18 июля.