Никита Горлов: Не бойтесь обращаться за помощью

Вопросы психического здоровья волнуют людей всегда. Как узнать, где проходит граница между обычной бессонницей и состоянием, которое может угрожать ментальным процессам?

Вопросы психического здоровья волнуют людей всегда. Как узнать, где проходит граница между обычной бессонницей и состоянием, которое может угрожать ментальным процессам? На какие признаки эмоциональной нестабильности следует обращать внимание?


- Психиатрическая наука не стоит на месте. Создаются и применяются лекарства с лучшей переносимостью, более безопасные для человека. Разрабатываются принципиально новые подходы к работе мозга, исследуются препараты, влияющие на питание нервной клетки, окружающие ее ткани, гормональный фон организма.
В целом могу сказать, что сейчас можно с успехом излечить полностью практически любое психическое заболевание, за исключением отдельных случаев.

О непростой теме психических заболеваний и способах их лечения мы поговорили с заведующим отделением № 6 ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница № 1» Никитой Владиславовичем Горловым.

- Считается, что весной и осенью у врачей-психиатров прибавляется работы. Это правда?

- В этом есть доля истины. Весной происходит ряд изменений в окружающем мире и в организмах людей, которые провоцируют определенные типы расстройств.

Заметно меняется продолжительность светового дня, а это напрямую влияет на выработку мелатонина - вещества, регулирующего сон и активность. К слову, самый крепкий и здоровый сон, когда вы полноценно отдыхаете, требует полной темноты. Поэтому в спальне количество света нужно максимально ограничить. Светодиоды в бытовых приборах, часах, ночники, а иногда и включенный телевизор ведут к тому, что у вас не так гармонично сочетаются фазы сна, нет чувства бодрости при пробуждении, мозг не так хорошо перерабатывает и упорядочивает информацию во сне. Человек вступает в новый день не отдохнувшим, и это состояние постепенно накапливается. Переход из привычного зимнего полумрака к высокому количеству инсоляции может провоцировать возникновение эмоциональных и невротических расстройств или их обострение, если они были изначально.

Меняющаяся погода, осадки, атмосферное давление влияют на кровяное давление. При гипертонических и гипотонических кризах сужаются сосуды, в головной мозг проникает меньше питательных веществ.

Меняется и гормональный фон. Не секрет, что весна и осень - самые плодотворные периоды в творчестве многих деятелей искусства. Вспомните Пушкина и его знаменитую Болдинскую осень. Весной люди после «зимней спячки» и авитаминоза начинают чаще бывать на улице, повышают физическую активность, из-за пробуждающейся зелени в воздухе становится больше кислорода. Итог - многие испытывают эмоциональный подъем, строят новые планы, заводят романы, кого-то зовет ветер дальних странствий. Активизируются все процессы в головном мозге, в том числе и патологические.

- Есть расхожая фраза, что абсолютно здоровых нет, есть недообследованные. Но если отбросить шутки, многим ли действительно необходима помощь психиатра?

- Существует определенная статистика, и она во всех странах примерно одинакова. Независимо от нации, религии, культурной и социальной жизни, примерно 30% всех граждан в определенные периоды жизни нуждаются в помощи психиатра. Совсем необязательно это должна быть госпитализация и интенсивное лечение, нет. Просто в жизни человека случаются сложные времена, когда ему может понадобиться помощь. Беспричинно плохое настроение, навязчивые мысли, регулярная бессонница - вот сигналы, к которым нужно прислушаться. Симптомы могут пройти сами, но это займет длительное время, на протяжении которого будут снижены работоспособность и качество жизни. Зачем страдать, если можно не страдать?

Сейчас появились новейшие лекарственные средства, которые эффективны и не вызывают зависимости. В психиатрии вообще очень узкий круг препаратов, которые вызывают зависимость.

- С какими заболеваниями вы сталкиваетесь чаще всего?

- Опять же обратимся к статистическим данным. Например, такое серьезное заболевание, как шизофрения, стабильно диагностируется во всем мире примерно у 1% населения. Но гораздо чаще встречаются расстройства настроения: депрессия и ее формы, мания, а также неврозоподобные состояния. Частота их возникновения сильно зависит от внешних факторов, обстановки, в том числе и политической, в которой находится государство, от особенностей общественного строя, культуры, института семьи.

Можно много спорить о жизни советского общества, но в нем имелись очень положительные моменты. Существовала определенная система общественного движения: сегодня ты октябренок, потом пионер, комсомолец, возможно, член партии. Человек чувствовал себя «в строю». Были самые разные виды общественной и физической активности - соревнования, спартакиады, субботники, которые тоже шли во благо. Огромную роль играло регулярное санаторно-курортное лечение, направленное на то, чтобы человек мог полноценно отдохнуть после периода длительной работы. Люди ездили в санатории от предприятий, отвлекались, меняли обстановку и поправляли свое физическое и психическое здоровье. Сейчас организация отдыха предоставлена самим гражданам, а они часто им пренебрегают ради дополнительного заработка и подвергают организм чрезмерным нагрузкам.

- Как определить, что имеет место не просто плохое настроение, а депрессия?

- Есть универсальный критерий медицинской помощи - если страдает человек или окружающие его люди, снижается качество их жизни, то это повод обратиться к врачу для консультации. Нужно обеспокоиться, если подавленное состояние длится дольше двух недель - ничего не радует, на работе невозможно выполнять нагрузку, которая раньше была по силам, и даже поощрения от работодателя не вызывают энтузиазма. Человек может стать неопрятным, не следить за жилищем, забывать оплачивать коммунальные услуги. Он неспособен получать удовольствие от тех занятий, которые любил раньше, - хобби, общественная деятельность, развлечения, любовь.

Есть категория людей, которые прикрываются понятием депрессии. Мол, я не могу ходить в школу, готовить и убирать в доме, работать с полной отдачей. Но в свободное время с удовольствием развлекаются, «зависают» в гаджетах, часами болтают по телефону. Это уже не болезнь, а манипуляция.

В любом случае никогда не будет лишним проконсультироваться. Если чувствуете, что ваше состояние мешает жить полной жизнью, взаимодействовать с окружающими, то не дожидайтесь каких-то действительно серьезных симптомов. Обратитесь к врачу. Он поможет принять превентивные меры и убережет от развития болезни. Не стоит бояться непонятного, жуткого понятия «учет». Подобная форма оказания помощи была отменена в 1992 г. В настоящее время существует диспансерное и консультативное наблюдение (Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 27). Если человек самостоятельно обратился за помощью и у него нет расстройств, которые напрямую представляют опасность для него и окружающих, никаких ограничений в правах не последует.

- Сейчас многие люди говорят об эмоциональном выгорании. Это действительно серьезное заболевание или просто новое модное слово?

- Истина, как всегда, где-то посередине. Такое состояние действительно случается, когда человек в своей трудовой деятельности регулярно испытывает очень сильные эмоциональные переживания. В основном это сотрудники скорой помощи, патологоанатомических отделений, врачи, в особенности психиатры, полицейские - те, кто сталкивается с особенностями человеческой жизни в экстремальных ее проявлениях: угроза жизни, смерть, страдания, правонарушения, связанные с насилием. Если человек каждый день вынужден реагировать на впечатления запредельной силы, то повседневные горести и радости уже могут не вызывать в нем живой реакции.

Чтобы эффективно работать на таких должностях, необходимо соблюдать меры психогигиены и психопрофилактики. Например, мы, психиатры, вынуждены выстраивать профессиональное, отстраненное отношение, не пропускать переживания окружающих через себя. Нужно не вовлекаться в водоворот эмоций пациента, а разложить его слова, симптомы и синдромы по полочкам с точки зрения медицинской науки. Человеку могут помочь полноценная личная жизнь, участие в различных общественных мероприятиях, источники ярких эмоций, способные тронуть и отвлечь от рабочих моментов. Необходимо вырываться из замкнутого круга «дом-работа» и выстраивать отношения с миром.

- Как определить, что близкому нужна поддержка?

- Прежде всего мы должны руководствоваться законом о психиатрической помощи. Она у нас всегда осуществляется на добровольной основе, кроме тех случаев, когда человек опасен для себя и окружающих. Во всех остальных ситуациях вы можете советовать обратиться к врачу, но никак не настаивать.

Признаки, которые должны вас насторожить, касаются преимущественно эмоциональных и невротических расстройств. Например, есть обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Оно характеризуется навязчивыми мыслями, от которых очень сложно отвлечься. Классический пример - человек выходит из дома и ему постоянно кажется, что он забыл выключить утюг. Эта мысль неустанно гложет его. Но он придумывает средство спасения - к примеру, каждый раз перед выходом из дома трижды засовывает вилку в розетку и вытаскивает ее, таким образом совершая навязчивые действия. Или моет руки по 5-6 раз разным мылом, стремясь избавиться от микробов и инфекций. Постоянно проверяет по кругу, закрыты ли двери в автомобиле или квартире. Все это - симптомы невроза и звоночек для того, чтобы проконсультироваться у специалиста.

У близкого заметить очевидные проблемы достаточно легко - например, он видит или слышит то, чего не замечают другие, оторван от реальности, у него случаются ничем не спровоцированные перепады настроения. Тут нужно сразу бить тревогу.

Сложнее разобраться с ситуацией, когда человек не слишком близкий, например, сосед. Весной особенно ярко проявляет себя такая проблема, как болезненное кверулянтство, или тяга к необоснованным жалобам. Обостряются разного рода скандалы-интриги-расследования. В коллективах пишутся доносы на коллег, в особо безнадежных случаях буйным цветом цветут сплетни. Есть определенный процент людей, чаще всего пожилых, которые как раз в межсезонье начинают активно жаловаться во все инстанции на шум на потолке (дети топочут как слоны, хотя наверху в это время вообще нет детей), странные запахи (соседи травят газом или дымом), родственников (бьют и не кормят), обвиняют окружающих во всех несуществующих грехах, чаще всего в половых излишествах и наркомании.

Симптоматика эта очень характерна и узнаваема. Люди убеждают и накручивают сами себя, иногда преувеличивают события до болезненных размеров, иногда придумывают факт полностью и активно с ним борются. Пишут письма во все инстанции, губернатору, президенту, ПДН и в ООН. Обращаются в полицию по много раз за день, тратя ресурсы государственных учреждений, время и силы сотрудников.

Для подобных необоснованных писем и жалоб раньше в общественных учреждениях существовала пометка: «Переписка нецелесообразна». Сейчас же организации на них вынуждены постоянно реагировать, отвечать. Особенно эта проблема стала заметна с развитием соцсетей. Поэтому в работе со всеми сообщениями такого рода необходима определенная настороженность и логичность действий.

Что делать, если вы видите, что жалобы человека не имеют под собой оснований? Во-первых, не тратить время на общение, не пытаться переубедить - вам это все равно не удастся. Фантазии людей могут принимать характер бреда, оторванного от реальности, становятся для них абсолютной истиной, и попытки убеждения вызывают агрессию. Во-вторых, мягко поговорить с родственниками человека и попросить их убедить близкого человека обратиться за помощью. Сталкиваясь с общественным порицанием и отстранением, такой человек должен в итоге сам понять всю ущербность своей позиции, осознать болезненный характер мыслей и обратиться к психиатру добровольно, пока не стало слишком поздно.

- Можно ли вылечить психические заболевания и болезненные состояния?

- Психиатрическая наука не стоит на месте. Создаются и применяются лекарства с лучшей переносимостью, более безопасные для человека. Разрабатываются принципиально новые подходы к работе мозга, исследуются препараты, влияющие на питание нервной клетки, окружающие ее ткани, гормональный фон организма.

В целом могу сказать, что сейчас можно с успехом излечить практически любое психическое заболевание, за исключением отдельных случаев. К сожалению, не поддается коррекции состояние глубокой деменции. Также неизлечимы дефектные состояния при шизофрении - когда утрачены определенные черты личности. Например, у человека была способность сопереживать, сочувствовать, любить, дружить, восхищаться, веселиться, какие-то свойственные ему черты характера - вспыльчивость, педантичность, плаксивость. Под влиянием многократных обострений болезни они начинают таять и исчезать. Остается чистый лист, глубокое дефектное состояние, которое называется «психический маразм». Вот оно, к сожалению, необратимо.

Все остальное лечим. Бред, галлюцинации, обострения снимаем вплоть до полного исчезновения симптомов, а после пяти лет ремиссии без препаратов можно поднимать вопрос о снятии диагноза. К сожалению, люди ставят крест на себе или близком человеке и не обращаются к врачу вовремя, особенно в сельской местности, где все всех знают. Боятся осуждения или жесткого лечения, в итоге дожидаются, когда проблема достигает трудноизлечимых стадий. Поэтому говорю еще раз - не бойтесь обращаться за помощью.

Беседовала Оксана СЕЗИК.

Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Находке, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *