ОПК: изучать или не изучать? Православное школьное образование в свете современной геополитики
Прошёл март, закончился апрель. Отшумели споры родителей будущих четвероклассников вокруг выбора модулей в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Прошёл март, закончился апрель. Отшумели споры родителей будущих четвероклассников вокруг выбора модулей в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Точнее, вокруг одного – «Основ православной культуры». Изучать или не изучать «религию»? «Не хочу, чтобы мой сын стал религиозным фанатиком!» Хотя с самого начала было понятно, что курс ОПК в 4 классе – культурологический, то есть рассказывающий о Православии, призванный хоть как-то заделать брешь, образовавшуюся в наших русских головах в 20 столетии в результате духовного и социокультурного сдвига. Так в одночасье оторвавшись от прошлого, настоящих традиций до сих пор не знаем (или не хотим знать?), включая традиции обучения и воспитания детей. Между тем именно Православие является тем источником, который питает все отечественные образовательные системы: если они не заимствованные, то в той или иной мере реализуют православный код.
Когда нам говорят о том, что все шесть модулей ОРКСЭ равны, наверное, это правда: они действительно равны – по праву выбора их родителями школьников. Но отнюдь не равноценны по содержанию! «Основам православной культуры» принадлежит особое место. Православие в России – «наше всё», культурообразующая религия, фундамент русской культуры, начало всего великого в ней. При всей многонациональности единого народа России православные верующие в ней во все времена составляли большинство. И это никогда не мешало другим народам с их вероисповеданием жить в нашей культуре, развивать и сохранять каждому свои национальные традиции под сенью её поистине ангельского крыла. Страна им в этом помогала и средствами, и популяризацией традиций, а главное – воспитанием у граждан убеждения, что всё это многонациональное культурное богатство — общее.
Русская культура – гостеприимная, открытая, вмещающая. Я хорошо помню, как моё поколение школьников время от времени участвовало в фестивалях народной культуры: на моей памяти на протяжении школьной жизни класс, в котором я училась, перевоплощался и в украинцев, и в белорусов, и в грузин, и в армян, и в узбеков. Мы разучивали их танцы и стихи, рассказывали об их истории, столицах, обычаях. Это не мешало нам оставаться русскими детьми, петь свои песни, играть в свои игры, учить стихи своих поэтов! Каковы судьбы некогда советских республик, захотевших выйти из состава СССР? Это можно увидеть на примере Украины, ставшей лёгкой добычей для иноземных стервятников и изъеденной изнутри махровым национализмом: нет ни единого народа, ни государственности, ни самобытной национальной культуры. И вопрос о будущем страны — тоже большой вопрос: ведь уже несколько поколений украинских детей обучены и воспитаны по соответствующим учебникам. Поздно.
Народ сохраняет себя в детях. Понятия «народ» и «биологическая популяция» не одно и то же: чтобы остаться народом, детей надо правильно воспитать. И если нам не всё равно, быть нам или не быть на геополитической карте мира, детям надо привить российскую идентичность – укоренить их в вере, отечественной духовной традиции и во всём том, что на этой благодатной почве произросло: в любви к ближним, Отечеству, семье, труду, культуре своего народа. Есть такое ключевое понятие – «базовые национальные ценности». Вот какая прививка необходима сегодня нашим ребятишкам. И это вопрос государственной безопасности.
В последние годы и месяцы мы смотрим на многие наши проблемы через призму украинской трагедии. Правильно делаем. Потому что история введения в учебный план российских школ предмета «Основы православной культуры» и особенно история борьбы и ненужных дискуссий вокруг него, раздутых нашими либералами при активной поддержке Запада, разворачивалась параллельно с разрастанием украинского кризиса. А это очень поучительно для нас.
К 2009 – 2010 г. г. в сознании украинского общества чётко обозначились две главные тенденции: к скатыванию в Евросоюз с его либеральными «ценностями» и нагнетание национализма. В 2014 г. грянул государственный переворот («майдан»), и очень скоро, уже к 2015 г., стало очевидно, что процесс разрушения необратим. Свою очень значительную роль сыграла во всём этом киевская система образования: с конца 90-х до начала 2010-х г. г. в стране активно разрабатывались и вводились в школьную практику новые учебники и методички по фейковой истории Украины, содержание которых строилось вокруг двух идей — националистической и, соответственно, русофобской. Начавшаяся в ходе российской спецоперации экспертиза этих учебников показала масштабы информационной диверсии, ударившей по сознанию украинских детей. Плевелы быстро дали всходы! Все мы помним появившийся на наших экранах в 2015 г. репортаж из Киева: ребёнок, идущий впереди марширующих «повстанцев», пинает перед собой Российский Государственный Флаг. Желаем ли мы плохого нашим детям? Учим ли плохому? Конечно, нет! Но невольно в памяти возникает и другая картинка: подростки, вышедшие на улицы Владивостока в январе 2021 г. на несанкционированную акцию в защиту неведомого им Навального. Организаторы акции легко, почти на глазах у всех собрали детей в сетях и, как водится, прятались за живым щитом, провоцируя ОМОН. Известный сценарий. Но наши-то, наши дети как туда попали?! Очень просто: судно без руля и ветрил – лёгкая добыча непогоды.
Украина – приграничное государство, без пяти минут НАТОвская территория. Мы видели, понимали эту опасность! В 2009 г. Президент утвердил базовый документ под названием «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». В нём представлены стратегические приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики и, в частности, в сфере обучения и воспитания детей. В «Стратегии» чёрным по белому записано: традиционными российскими духовно-нравственными ценностями являются приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, историческое единство народа России. Думается, то, что происходило в российской образовательной политике в 2009 – 2015 г. г., тоже не было отдельной от украинского кризиса историей. Это был наш ответ Евросоюзу и Америке. В противовес насаждаемой извне так называемой «реформе образования» (а на деле перманентному процессу развала традиционных педагогических систем и моделей) мы, исходя из государственной стратегии, позаботились о том, чтобы обезопасить своих детей и себя самих. Как это было?
В 2009 г. в России появилась «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ставшая методологическим фундаментом ФГОС и руководством для российских педагогов. Она определила ключевые понятия: «нация», «национальное государство», «национальное самосознание (идентичность)», «базовые национальные ценности», «духовно-нравственное воспитание». В центре «Концепции» – национальный воспитательный идеал: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Это стратегический для России воспитательный ориентир, имеющий исторические, традиционные корни. В следующем, 2010 г., появляется «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи в Приморском крае», подготовленная совместными усилиями учёных Дальневосточного университета, методистов Владивостокской епархии и Приморского краевого института развития образования, — она дополнила федеральную «Концепцию» и соотнесла её положения с особенностями нашего региона. К этому времени государством была решена ещё одна стратегическая задача: в короткие сроки для российских детей разработан комплексный курс ОРКСЭ. В 2010 — 2011 г. г. он запускается в пилотных регионах Российской Федерации, а с 2012 г. по Поручению Президента – во всех школах страны. При этом с самого начала особое внимание уделялось входящему в состав курса модульному предмету «Основы православной культуры»: создавались многочисленные учебные программы, обучались преподаватели, велась разъяснительная работа с детьми и их родителями, пристально отслеживалась статистика выбора. Рассматривалась возможность и дальнейшего, до 9 класса, обучения детей в рамках предметной области.
Жизнь подтвердила, что всё это было сделано очень вовремя. Сегодня школьное православное образование не только не утратило своей актуальности, но и требует пристального внимания и соединения усилий родителей, педагогов, государства, Русской Православной Церкви.
В своё время А. Кураев, разработчик первого в России учебника «Основы православной культуры», высказался в ответ на шум вокруг «насаждения религии» в школе: «Оттолкнуть детей от Церкви легко. А если впустить детей в храм — будет шум, будет беспорядок, будет мусор. Но зато будут и дети». Совершенно очевидно, что сегодня нам необходимо понять, чего мы хотим для нашей страны и для наших детей и как мы можем их для этого воспитать. Без обращения к корням – вере, традициям – не получится. Если уж в семье, в детском садике, на школьных уроках истории, обществознания, русского языка, литературы этому учат далеко не все, не всегда и чаще всего не так, как надо, остаётся едва ли не единственная для светских школьников точка опоры — урок «Основ православной культуры». На этом уроке плохому не научат, а хорошему научат точно.
Вместе с тем в школах нашего города из года в год этот предмет выбирают для своего ребёнка всё меньшее число родителей. Если за точку отсчёта взять 2015 год, когда 86% арсеньевских четвероклассников изучали «Основы православной культуры», то сегодня показатель рухнул более чем на 20%! Думаю, что руководители школ, педагоги и родители должны дать себе обет просвещения в области отечественных православных традиций. Прежде чем изменить к ним отношение наших детей, надо это сделать самим. Как минимум, прикоснуться к материалу и разобраться в нём.
Сегодня мы имеем на Украине то, что имеем. И прежде всего — потерянные поколения детей. Речь не только об «ангелах» — убитых детишках, — но и о тех, из кого выросли изверги и нелюди, продавшие свою страну и свой народ, для кого человеческая жизнь копейка, для кого ничто не свято. Но, видимо, нам украинский урок не впрок. Наверно, есть силы противодействия в нас самих. Наверно, Пушкин прав: мы действительно ленивы и нелюбопытны.
Наверно, нам самим давно пора понять, что такое быть русскими.
Ирина Бердникова — Заслуженный учитель России,
директор воскресной школы Кафедрального Благовещенского собора,
методист Отдела религиозного образования и катехизации
Арсеньевской епархии
2022 г., май
Фото из архива автора
Источник: официальный сайт Арсеньевской епархии http://arseniev-eparhia.ru/opk-izuchat-ili-ne-izuchat-pravoslavnoe-shkolnoe-obrazovanie-v-svete-sovremennoj-geopolitiki-foto/