Техосмотр 2022: для ОСАГО он больше не нужен, а для регистрации авто – необходим
Обязательный техосмотр автомобиля в России отменён с 30 декабря 2021 года.
Обязательный техосмотр автомобиля в России отменён с 30 декабря 2021 года. Но только спустя чуть больше месяца, 9 февраля, в ГИБДД Приморского края провели разъяснительную пресс-конференцию, ограничившись, впрочем, общей информацией. Среди важного: за дефекты, вроде битого стекла, инспекторы будут отправлять на принудительный ТО; для работы по новым правилам в крае аккредитовались только 20 из 90 компаний; операторы продолжают оформлять липовые диагностические карты и с этим будут бороться.
Что на самом деле изменилось
Отмена обязательного техосмотра для большинства владельцев легковых автомобилей и мотоциклов означает главное – теперь вам не нужна диагностическая карта, чтобы получить полис ОСАГО. Раньше страховые либо требовали предъявить ТО перед оформлением полиса, либо отправляли клиентов на дружественные станции техосмотра. (На деле, часто водителю предлагали «без лишних головняков» заплатить при покупке полиса дополнительно за диагностическую карту и ехать с миром). Полис автострахования по-прежнему остаётся обязательным документом для всех, а вот диагностическая карта, если вы катаетесь на личном транспорте и не занимаетесь, к примеру, извозом, больше не потребуется.
На юридические лица и индивидуальных предпринимателей это нововведение, по понятным причинам, не касается. Как и на грузовики, автобусы, такси, а также служебный транспорт. Их владельцам по-прежнему нужно проходить ТО. Причём возить диагностическую карту с собой им не придётся, все инспекторы ГИБДД теперь подключены к единой системе и в любой точке региона смогут проверить наличие техосмотра электронным способом.
Ещё одно исключение касается уже практически всех автовладельцев, ведь рано или поздно машину придется продавать и покупать новую. Звучит правило так: техосмотр оставляют обязательным в случаях, если транспортное средство старше четырёх лет и его нужно поставить на учёт, перерегистрировать после продажи, внести изменения в конструкцию.
То есть теперь после покупки авто нужно ехать в ГИБДД на перерегистрацию не только с полисом ОСАГО, но и диагностической картой. Раньше этот документ в список обязательных не входил.
Где можно проходить техосмотр
Как рассказал заместитель начальника отдела технического и дорожного надзора регистрационно-экзаменационной работы управления краевой ГИБДД, подполковник полиции Даниил Борисенко, сегодня операторы техосмотра проходят переаккредитацию в соответствии с законодательством. И этот процесс продвигается не очень быстро, в том числе, из-за того, что представители рынка не видят пока гарантий, что этот бизнес окупится после отмены обязательного ТО.
«В Приморском крае у нас сегодня переакредитовалось порядка 20 операторов. Вообще по прошлому году у нас в регионе их порядка 90 было», – сказал Даниил Борисенко.
Но и жалоб на отсутствие операторов от граждан пока не поступало, оформление машин в отделах регистрации идут своим чередом.
Что касается липовых техосмотров, представитель ГИБДД эту проблему признаёт. «К сожалению, ещё есть операторы технического осмотра, которые оформляют диагностическую карту без участия транспортного средства. Такие факты выявляются, по ним возбуждаются дела об административных правонарушениях. В случае, если будет доказано, что услуга техосмотра была проведена незаконно, нелегальная карта будет аннулироваться. На сегодняшний день у нас все аккредитованные операторы техосмотра имеют экспертов с соответствующим образованием. Если бы они такого не имели, то их организации не могли бы работать. Они все имеют индивидуальную цифровую подпись, карточки подписываются при помощи ИЦП и провести техосмотр лицом, не имеющим на это право, невозможно», – уверен Борисенко.
Что будет за езду без ТО
Вопрос этот теперь актуален не для всех. Но всё же многие могут оказаться вдруг за рулём такси, грузовика или арендного автомобиля. Ранее планировалось, что после оцифровки базы штрафы за отсутствие техосмотра будут выписывать автоматические комплексы фотофиксации нарушений. Однако пока официально это не объявлялось. По этой причине первое время штрафовать водителей будут сотрудники Госавтоинспекции по-старинке. Штраф за отсутствие диагностической карты – 2000 рублей.
Под действие штрафа также будут попадать те, кто вносит изменения в конструкцию автомобиля. Нарушением будет считаться бампер от другой модели, колёса большего размера, чем положено изготовителем, или любая другая модификация, не предусмотренная документацией автозавода.
«Если вы покупаете транспортное средство и на нём установлено какое-то дополнительное оборудование, предусмотренное заводом-изготовителем, например, бампер, кронштейн для крепления колеса или лебёдка, то в данном случае это не будет считаться внесением изменений в конструкцию. Потому что на это выдана соответствующая документация. Но, если вы покупаете машину на вторичном рынке, а затем сами приобретаете не сертифицированную лебёдку непонятно какого производства, или соседи наши из-за границы бампер «подогнали», по-русски говоря, это будет являться внесением изменений в конструкцию. Оценка будет проходить в рамках технического регламента», – объяснил начальник отделения № 1 межрайонного отдела регистрации автомобильных средств краевой ГИБДД, подполковник полиции Александр Сучков.
Приморские инспекторы советуют водителям не крепить китайский «ширпотреб» на свои машины. Если инспектор остановит машину без ТО и с внесенными, по его мнению, изменениями в конструкцию, то помимо протокола водителю дадут 5-10 суток на устранение дефектов и предоставление машины на осмотр. Если водитель не явится в указанный день для проверки, то в МОРАС передадут документы на приостановлении регистрации авто и объявлении её в розыск.
Как жить совсем без техосмотра
Осмотр перестал быть обязательным, но его можно и даже рекомендуют проходить добровольно. Стоить он будет, как и раньше – 980 рублей. Тариф устанавливается на региональном уровне, и в Приморье он – один из самых высоких по РФ. С другой стороны, эта цифра не менялась уже много лет, что является частым поводом для недовольства операторов техосмотра.
Представитель ГИБДД Приморья особо подчеркнул, от техосмотра освобождаются только машины и мотоциклы физлиц, используемые в личных целях. То есть подрабатывать таксистом или предоставлять услуги по перевозке груза без ТО прямо запрещено. Этот же личный транспорт нельзя будет использовать в служебных целях.
Нельзя и забывать следить за состоянием своей машины. Если в поездке дорожные инспекторы заметят визуальную техническую неисправность, которая может нести угрозу безопасности, то машину смогут отправить проходить техосмотр. Поэтому разъезжать на машине, у которой есть трещины на лобовом стекле, нерабочая фара, закреплённый не по ГОСТу госномер или капает жидкость из-под капота, по-прежнему лучше не стоит.
Пока приморцы не особо следуют совету проходить техосмотр добровольно для самоуспокоения. Если в прошлом году в среднем по всему Приморью в день проходило техосмотр порядка 250-300 машин, то сейчас – в пять раз меньше.
В целом в крае сейчас зарегистрировано порядка 1 250 000 автомобилей. Причём транспорт, по словам сотрудников ГИБДД, сильно молодеет – растет в процентном соотношении число «свежих машин» из автосалонов.
Источник — Новости VL.ru