Госдума разрешила бортпроводникам применять «средства сдерживания» к авиадебоширам
Госдума в окончательном чтении приняла поправки к Воздушному кодексу РФ, разрешающие бортпроводникам пресекать действия дебоширов на борту самолётов.
Госдума в окончательном чтении приняла поправки к Воздушному кодексу РФ, разрешающие бортпроводникам пресекать действия дебоширов на борту самолётов. Как поясняет «Коммерсантъ», отныне члены экипажа могут применять «меры принуждения» с разрешения командира судна и пользоваться «спецсредствами сдерживания». Перечень таких средств отдельным актом должно определить правительство РФ. В Минтрансе и Росавиации отказались сообщить, чем стюарды смогут усмирять авиадебоширов. Автор законопроекта говорит, что спецсредствами могут стать пластиковые наручники, но обсуждался и вариант с электрошокерами.
Проект поправок к Воздушному кодексу РФ был разработан депутатом Госдумы шестого и седьмого созывов Александром Старовойтовым (ЛДПР) и внесён в парламент ещё в октябре 2018 года. В ст. 58 Воздушного кодекса РФ (регламентирует права командира воздушного судна) вносятся изменения, позволяющие командиру отдавать распоряжения подчинённым не только «в целях обеспечения безопасности полёта», но и при «угрозе жизни или здоровью других лиц». В кодекс вносится ст. 85.2 о правах членов экипажа и сотрудников служб авиационной безопасности при «совершении противоправных действий на борту воздушного судна». Так, стюардам разрешается применять к дебоширам, отказывающимся подчиняться командиру, «все необходимые меры, в том числе меры принуждения», а также «использовать специальные средства сдерживания». Перечень этих средств должно подзаконным актом определить правительство РФ.
Законодательство в отношении хулиганов на борту авиалайнеров стало ужесточаться после серии инцидентов в 2013 году. Так, в январе 2013 года саратовский бизнесмен Сергей Кабалов на борту рейса Москва – Хургада в ответ на просьбу не курить в самолёте избил стюарда и пытался вломиться с угрозами в кабину к пилотам, утверждая, что он боец «спецназа ГРУ» и депутат (позднее был осуждён на три с половиной года за попытку угона самолёта).
В итоге в 2013 году был принят в первом чтении, а в 2018 году вступил в силу закон о чёрных списках, позволяющий авиакомпаниям не продавать билеты провинившимся пассажирам. В 2017 году были ужесточены ст. 213 и ст. 267.1 УК РФ о нарушении правил безопасности на транспорте: авиадебоширам по ним грозит до пяти лет лишения свободы.
Поправки депутата Старовойтова к Воздушному кодексу РФ были приняты Госдумой в первом чтении в мае 2019 года, но их дальнейшее рассмотрение неоднократно откладывалось. 24 ноября законопроект был принят в третьем чтении подавляющим большинством голосов (никто не высказался против, но были воздержавшиеся), все депутаты из Приморского края единодушно голосовали за.
Теперь бортпроводники могут делать дебоширу замечания и выдать письменное предупреждение от командира воздушного судна (КВС) на бланке авиакомпании, которое по прилёте также передаётся в полицию и служит материалом для возбуждения административного или даже уголовного дела. Однако «Коммерсантъ» приводит слова представителя одной из авиакомпаний о том, что на данный момент никакие спецсредства официально не разрешены: в крайнем случае бортпроводникам придётся использовать подручные средства, чтобы обездвижить «деструктивного пассажира» – ремни для швартовки груза, дополнительные ремни безопасности и даже скотч.
В Минтрансе и Росавиации отказались сообщить, что войдёт в перечень спецсредств и чем стюарды смогут усмирять авиадебоширов. Источник, близкий к группе «Аэрофлот», сообщил изданию, что этот список будет дорабатываться Минтрансом с учётом мнений перевозчиков.
Ранее в «Аэрофлоте» настаивали на том, чтобы бортпроводникам одобрили использование пластиковых наручников и специальных ремней для сдерживания дебоширов. Обсуждалось и использование электрошокеров, но против их применения может возразить Росгвардия.
Напомним, что на борту воздушных судов, прибывающих и отправляющихся из аэропорта Владивостока, регулярно происходят конфликтные ситуации, из-за которых людей снимают с рейса. По большей части нарушения порядка со стороны пассажиров не приводят к членовредительству, однако встречаются и особенно буйные личности, которые сопротивляются действиям экипажа и правоохранителей. Так, 26 мая двух нетрезвых пассажиров сняли с рейса, направлявшегося в Москву, и один из мужчин по пути в дежурную часть ударил полицейского.
Источник — Коммерсантъ