Задача со звездочкой

Взять ребенка из детского дома и стать ему любящими родителями, бесспорно, решение благое.

Чему учат в школе приемных родителей

Взять ребенка из детского дома и стать ему любящими родителями, бесспорно, решение благое. Но у тех, кто его принимает, порой не всегда есть четкое понимание, каким может быть этот путь. И здесь не обойтись без участия наставников.

Некоторое время назад в сфере опеки и попечительства были введены новые условия для тех, кто решил стать родителями для ребят из детских домов. Таким папам и мамам нужно обязательно отучиться на специальных курсах – в так называемой школе приемных семей. Есть она и в Центре содействия семейному устройству Партизанска, куда приезжают на занятия не только с нашей территории, но и из соседних Лазовского и Партизанского муниципальных округов. С потенциальными опекунами и усыновителями работают специалисты службы социального психолого-педагогического сопровождения замещающих семей – социальный педагог Марина Шеина и психолог Олеся Горпенко. Занятия ведут по субботам в течение двух месяцев в каждой группе, наполняемость которых всегда разная, от двух до одиннадцати человек.
Как показывает опыт работы, такая школа – хорошая профилактика вторичного сиротства, то есть возврата детей в учреждение опекунами и приемными родителями, ведь ребята тяжело переносят такие ситуации. И потому это даже хорошо, когда некоторые слушатели курсов во время обучения понимают, что переоценили собственные душевные ресурсы и не готовы к такому шагу – как в целом, так и пока, в настоящее время. Порой во время работы с психологом и обсуждения мотивации выясняется, что семейная пара решается на усыновление, потеряв собственного ребенка, либо не может иметь своих детей из-за проблем со здоровьем. И в этих случаях нужно начинать занятия с проработки собственных душевных травм вместе с психологом.
К тому же нужно понимать, что зачастую попавшим в детский дом ребятам, сиротам и оставшимся без попечения родителей, ранее пришлось пережить много негативных моментов в своих кровных семьях и становиться свидетелями ситуаций, которые могли бы оставить след и на взрослой психике. Безусловно, в учреждении с детьми работают специалисты, помогающие пережить весь этот прежний опыт с наименьшими последствиями. Но и будущие родители должны ясно понимать, что им может потребоваться немало душевного тепла, сил и времени, чтобы помочь ребенку с таким «багажом» преодолеть недоверие, замкнутость, ранимость, научить ценить заботу и привязанность. Особенно, когда речь идет о подростках и переходном возрасте.
Помимо различных лекций, упражнений, занятий в Центре, совместного обсуждения всевозможных ситуаций и путей их решения, домашних заданий для закрепления пройденного материала, в курсе школы есть блок юридической информации о том, какие необходимо оформить документы будущим опекунам и усыновителям, какими правами и обязанностями наделяет их законодательство, к каким специалистам необходимо обращаться. После завершения обучения кандидаты в опекуны, усыновители, приемные родители обращаются в отдел опеки и попечительства для оформления документов. Свидетельство о прохождения школы действует бессрочно, так что времени на раздумья и принятие решения остается предостаточно.
И результат такой работы есть – ребята обретают новые любящие семьи. В том числе те девочки и мальчики, о которых мы рассказываем на сайте и на страницах газеты «Вести» в совместном с Центром содействия семейному устройству проекте «Найди меня, мама!». С каждым ребенком и его педагогами корреспондент общается в непринужденной обстановке, чтобы рассказ о характере, привычках, особенностях поведения каждого воспитанника получился неофициальным, более душевным. При этом о причинах, по которым ребенок оказался в детском доме, речь не ведется. В первую очередь потому, что информация эта конфиденциальная, и такие сведения могут сообщить специалисты лишь тем, кто уже имеет положительное заключение, направление отдела опеки и попечительства. Из числа тех ребят, кто становился героями наших выпусков в последние пару лет, большинство теперь уехали из учреждения в свои новые дома – двенадцать человек.
Помимо опекунства и усыновления довольно востребована такая форма устройства как гостевая семья. Ребят в этом случае забирают ненадолго — на каникулы, на выходные. Это возможность познакомиться, подольше пообщаться в домашней обстановке с детьми их потенциальным усыновителям и опекунам. Проходить обучение в школе приемных родителей перед этим не требуется.
Например, за минувший 2022 год на гостевом режиме побывали тридцать детей, в том числе у своих родственников, у бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Из этих ребят, после пребывания в гостевых семьях, одна девочка вернулась к своей родной маме, восстановленной в родительских правах, еще четырнадцать были взяты под опеку. Двое — своими родственниками, остальные – посторонними людьми, теперь ставшими уже близкими и заботливыми новыми мамами и папами, прошедшими обучение в школе приемных родителей. Среди них есть те, кто уже не первый год воспитывает опекаемых ребят, «рожденных сердцем», и при желании может поделиться своим опытом с теми, кто впервые решил сделать такой шаг.
Всего сейчас в Центре содействия семейному устройству проживает 35 ребят, в том числе подростки старше 14 лет и несколько родных братьев и сестер, напомним, таких детей не принято разлучать при устройстве в семьи. Для сравнения – в начале 2022 года здесь было 54 воспитанника, а в 2014 году в детском доме Партизанска находились около ста ребят.

Анна СЕРГИЕНКО

Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Серпухове, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *