"Учитель не имеет права быть «урокодателем», надо понимать, что у ребенка на душе": интервью со Светланой Дьячковой
Ее называют второй мамой, и, заканчивая начальную школу, мальчишки и девчонки не хотят покидать стены класса, ставшего за четыре года родным.
Ее называют второй мамой, и, заканчивая начальную школу, мальчишки и девчонки не хотят покидать стены класса, ставшего за четыре года родным. Светлана Владимировна Дьячкова, учитель начальных классов средней школы № 17 Владивостока, неоднократная победительница педагогических конкурсов, олимпиад, учитель, который живет детьми и для детей. Все ее выпускники – безусловно любимые чада, которые могут прийти к ней за советом даже будучи взрослыми людьми. За несколько десятков лет, выпустив не один класс, Светлана Дьячкова знает секрет, как научить детей учиться.
Буквально во время нашего разговора Светлане Владимировна позвонили с учебного портала «Учи. Ру» и попросили принять участие в экспертной оценке ряда программ как учителя, чьи дети наиболее активно занимаются на этой образовательной медиаплатформе. А еще Светлана Владимировна автор научных статей "Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" и "Тьюторское сопровождение в начальной школе". Поэтому и наши вопросы закономерны.
Почему не стоит бояться Выпускной проверочной работы (ВПР), и как относиться к ОГЭ и ЕГЭ, Светлана Дьячкова рассказала в интервью «Вестям:Приморье».
Яна Мальцева:
- Светлана Владимировна, для 4-клашек напряженный период сдачи ВПР уже прошел, на очереди старшеклассники, как пройти этап экзаменов и проверочных работ безболезненно?
Светлана Дьячкова:- Выпускная квалификационная работа проверяет базовый уровень знаний, освоение которых нам гарантируют ФГОСы и учебные программы. Ученик средней школы вполне способен пройти эту проверку.
Но во всех контрольных и заданиях, проверочных работах профессиональный учитель всегда будет добавлять задания повышенной сложности, которые, казалось бы, имеют простую основу, но над ними надо все же подумать, поразмыслить. А в 11 классе – решение заданий по профильной математике (или математика повышенной сложности) подразумевают готовность подростка воспринимать более сложный материал.
Надо помнить, что на инженерные специальности, или, например, на фундаментально-прикладную лингвистику, без профильной математики сегодня в вуз не поступить. И в целом подготовка к математическим предметам, обучение математике более чем необходимо. Математика приучает мыслить, развивает пространственное мышление, если мы говорим о геометрии.
Досье
Во Владивостоке 2022-2023 учебный год проходил под эгидой точных наук. В учреждениях образования города, в том числе и дошкольных, состоялось немало мероприятий, направленных на повышение интереса детей к изучению математики и физики. Результаты этого проекта стали особенно видны еще летом по итогам государственных экзаменов у выпускников. Так, средний балл ЕГЭ по математике стал выше, чем в предыдущем году, на шесть единиц, а по физике на три единицы. Всего в копилке достижений этого года числится 20 стобалльных результатов единого экзамена по разным предметам. Также повысились баллы школьников, которые в этом году сдавали ОГЭ.
К ВПР в младших классах, вместе с тем отношусь очень спокойно, и детей, а также родителей настраиваю также. Наверное, поэтому мои ребята сдают эти работы очень хорошо. Потому что контрольные работы, как таковые, мы пишем очень часто, и в 4 классе мальчишки и девчонки привыкают к такой форме отчетности и их требованиям. Да, форма ВПР несколько другая.
Когда сегодня многие учителя пишут, что вообще не надо готовиться к ВПР, с этим утверждением я не согласна. Дети должны видеть формат этих заданий, т.к. он отличается от контрольной работы, в которой очень четкие рамки. Поэтому бывает, что результаты по контрольным чуть хуже, чем ВПР.
Подготовка к ВПР началась у нынешних моих четвероклашек – 4 «Б» - таким образом: мы доходили до того момента, когда тема нами изучена, и основные задания ребята уже могут выполнить, тогда мы начинали штудировать похожие примеры предстоящего ВПР по заданию № 1 или к заданию № 2. Затем на дом ребята получали номера, которые у них вызвали наибольшие сложности.
Они подходили ко мне, если не удавалось решить самим, и разбирали их. Но в большей степени рассматривали дома, самостоятельно. Тетради по ВПР были тетрадями- помощниками. Поэтому, считаю, что на плечи деток легла большая ответственность.
Но в целом, я полагаю, что решение заданий ВПР – это некое подведение итогов по усвоению учебной программы. Особенно хотела обратить внимание на такой момент – подготовка к ВПР (в нашем случае достаточно мягкая) – это возможность для ребенка подтянуть вопросы, которые не удалось усвоить за четыре года, исправить ошибки, разобраться в какой-то теме. Неоднократно задания из ВПР, совпадавшие с темами, указанными в учебниках, мы разбирали непосредственно на уроках. Но не более того.
Яна Мальцева:- А родителям не тяжко, когда их дите готовится к экзаменам, будь то ВПР или ЕГЭ?
Светлана Дьячкова:- Наблюдаю, что у некоторых родителей сложилось неверное представление о подготовке к ВПР (кстати, к ЕГЭ тоже, это - не конец света).
Я и детям, и родителям объясняю на будущее, т.к. ВПР ребята будут сдавать и в 5-классе. Этой осенью будут проверять остаточные знания, которые глубоко и фундаментально остались в голове ребенка. Равно такую же функцию несут и ВПР после 4-го класса.
Однако на оценку итоги ВПР, с моей точки зрения, не должны влиять. Хотя ряд учителей, считаю, делают не верно, и четвертную оценку ставят по итогам ВПР.
Яна Мальцева:- Т.е. это проверка знаний, выявляющие определенные огрехи, которые необходимо исправить?
Светлана Дьячкова:- Но в большей степени ВПР – это даже не для учителей, а для администрации школы, чтобы проверить уровень знания класса и квалификацию учителя. И так же эти данные берет на заметку отдел образования администрации города. Те школы, где хорошие баллы по ВПР, имеют выше рейтинг. А Роспотребнадзор, со своей стороны, контролирует уровень образования в данной конкретной школе. Если школа демонстрирует неважные показатели, значить, где-то «западает» система образовательного процесса. Т.е. это уже работа образовательных органов, которые затем приступают к исследованию: проводят тестирование преподавателей, смотрят, кто преподает, как преподносят предмет школьникам. Выявляют проблемы!
Мальцева Яна:- Сегодня не редко пеняют на учителя, когда винят ребенка в плохой успеваемости, особенно в начальной школе. Как вы относитесь к этому утверждению?
Светлана Дьякова:- Мы с вами как раз касались настроя, который проходит учитель и класс при подготовке к экзамену. И я уверена, что учитель должен оставаться учителем, он не имеет право быть «урокодателем», особенно в младших классах, когда закладываются основы. В начальной школе учитель должен провести работу над собой и над этим маленьким человечком, переступившим порог школы так, чтобы он полюбил и научился учиться. Два плюс три надо рассказывать целый урок, но так, чтобы ребенок понял, чтобы ему было интересно, и был результат.
Мальцева Яна:- Т.е. это более аналитическая работа, и наверняка, для себя вы ее тоже проводите?
Светлана Дьякова:- Разумеется, после окончания ВПР, много трачу времени на проверку, анализируя полученные данные, составление сводной таблицы для внесения данных по каждому ребенку, в том числе оценок, которые он ранее получал по конкретному предмету, с которым связан ВПР.
Могла к этому отнестись формально. Но мне, как педагогу, самой важно понять, какие задания «западают», на что мне обратить внимание в работе со следующим классом. Т.е. ВПР воспринимаю как подведение итогов моей работы за четыре года.
Считаю, что ВПР должен быть в школе как система проверки знания и преподавания, но к нему надо относиться правильно. Никогда не говорю родителям: «Да что вы – ВПР – это буквально экзамен, и надо лечь костьми, но сдать». Нет, это не так! Многих родителей действительно приходится успокаивать. И я убеждена, что быть не может, чтобы ребенок не прошел эту проверку. Сдавая ВПР, мы просто выполняем проверочную, нашу общую работу, чтобы нашей же системе образования было легче.
Индивидуальный подход и любовь к детям Мальцева Яна:- Но все-таки все родители хотят, чтобы ребенок учился хорошо, как этого достичь? Ведь многие считают, что ВПР – преддверие ОГЭ и ЕГЭ.
Светлана Дьякова:- Я уверена, что все же ВПР выполняет свою роль, которая наряду с общей успеваемостью ученика показывает итоги его обучения учителем, но и демонстрирует те навыки, которые получил ребенок. Т.е. это - обоюдная работа. Но в том числе и работа семьи, поэтому так важны совместные задания, которые родители должны выполнять с ребенком, пусть и по творческим дисциплинам.
В объяснении заданий ребенку дома также есть большая необходимость. Ребенок раз выслушает ход мыслей родителя, второй, услышит версию решения логической задачи, которые даю ребятам нередко. И в следующий раз сформирует самостоятельно собственный ответ. Дети – великие подражатели, они таким образом учатся, работают по образцу. И нет ничего более ценного, чем это время, потраченное на ребенка родителями. Тогда и ребенок почувствует сопричастность взрослых членов его семьи к своей учебе. Кстати, и повышенный уровень математики, как он обозначен для ЕГЭ, профильный, часто подвластен детям, с которыми использовали индивидуальный подход к обучению. Видеть в ребенке личностьПодчас нам, учителям начальной школы, говорят: «Да у вас все – отличники». Но кто бы знал, как я за каждого борюсь, не ставлю двойки, а призываю понять предмет! Выслушиваю задания на переменах, а иногда принимаю стихи по видео. Часто в старшей школе подобный индивидуальный подход отсутствует. И это не правильно.
Считаю, что учителям надо стараться применять индивидуальный подход к ребятам и в старшей школе. Не редки случаи, когда к 7-8 классу сильный ученик теряет интерес к знаниям и приходит к ОГЭ двоечником. Могу посоветовать одно, давать таким ученикам дополнительные задания. Они не должны думать, что они умнее всех. Иначе происходит деградация, поскольку рано или поздно заканчивается фундамент знаний. И самое страшное, что часто подростку никто не помогает. А надо всего лишь побеседовать.
Подчас спокойная беседа позволяет вывести ребенка из такого тупика. Необходимо посмотреть на личность ребенка. Поэтому и в школе должен работать человек не равнодушный, любящий детей, который видеть в них личность! И закончить начальную школу ребенок должен состоявшейся личностью.
Одновременно и мальчики и девочки в старшей школе должны понимать, что не все могут потянуть 11 класс, и надо вовремя это осознать, не доводя себя до стресса. 11 класс требует большой усидчивости.
В то же время ребята должны понимать, что с этим экзаменом, даже если они не получил достойные баллы, или вдруг не сдали, жизнь не заканчивается. Даже ЕГЭ можно пересдать.
Беседовала Яна Мальцева.
СправкаСо следующей недели для выпускников школ Владивостока стартует основной период ЕГЭ и ОГЭ. У девятиклассников экзамены начнутся 21 мая, а у одиннадцатиклассников – 23 мая 2024 года. В управлении образования администрации Владивостока пояснили, что в этом году экзамены у школьников начинаются раньше, чем пройдут традиционные последние звонки. Ученики девятых классов в ближайшие вторник и среду будут сдавать иностранные языки, а одиннадцатиклассники сядут за парты в экзаменационных аудиториях в четверг, 23 мая. В этот день они напишут ЕГЭ по географии, литературе и химии. Полное расписание экзаменов по ссылке.
А 25 мая в дальневосточной столице на стадионе «Авангард» состоится общегородской последний звонок для выпускников 11 классов. Гостей ждет большая развлекательная и музыкальная программы: для них на главной сцене события выступят исполнительницы, блогеры Аня Покров и Тося Чайкина. Подробнее по ссылке.
Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ] Теги: школа ВПР ЕГЭ ОГЭ учитель школьники