Состоялся семинар-практикум для школьных команд — участниц проекта «Школа Минпросвещения России» Приморского края «Педагогический дизайн современного урока»
В соответствии с комплексным планом научно-методического сопровождения школьных команд сотрудниками Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Приморского краевого института развития образования,
В соответствии с комплексным планом научно-методического сопровождения школьных команд сотрудниками Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Приморского краевого института развития образования, 25 ноября 2022 года был организован семинар — практикум, который прошёл на базе Гимназии №1 г.Владивостока.
На семинаре присутствовали 47 педагогов из 19 муниципалитетов Приморского края: учителя, заместители директора по учебной и учебно-воспитательной работе, директора образовательных учреждений.
Участников семинара приветствовали директор ЦНППМ Казак Е.Г. и директор МОУ «Гимназия №1» г.Владивостока Артёменко Е.Е.
Главный эксперт ЦНППМ Лебедева Ю.Г. напомнила педагогам главную цель проекта «Школа Минпросвещения Росси», рассказала об одном из эффективных направлений в решении поставленных задач – «Педагогическом дизайне современного урока». Подробно остановилась на принципах педагогического дизайна, сформулированных Робертом Ганьи в книге «Условия обучения». Рассказала, что одним из инструментов педагогического дизайна является цифровая образовательная среда, которая объединяет всех участников образовательного процесса и о цифровых технологиях, вошедших в систему образования.
Педагоги побывали на четырех открытых уроках:
1.Урок литературы в 10А классе по теме «Роль художественной детали в создании образа Обломова» представила Алексеева А.В., победитель конкурса «Учитель года — 2022».Наиболее важным, задавшим траекторию урока стал мотивационный этап, определивший в дальнейшем личностную значимость содержания урока для каждого учащегося. Необычное начало (учитель прочитала последнюю страницу романа) позволило сформулировать проблемные вопросы, задавшие смысл читательской деятельности учеников: «Что такое обломовщина?», «В чём опасность этого социального явления?». Эффективные приёмы работы с художественным текстом, наблюдение за особенностями создания образа в кино (ребята с удовольствием и эмоциональным откликом посмотрели несколько отрывков из художественного фильма по мотивам романа) позволили учащимся сделать вывод о роли деталей в создании образа в художественном тексте. Показателем продуманности учебной деятельности на уроке стала созданная экспресс-таблица, которая будет использоваться при дальнейшем изучении романа.
2.Учитель географии Сайчук М.А. пригласила участников семинара на в 10В класс на урок элективного курса в профильном медицинском классе по теме «Влияние фактора света на здоровье человека». С помощью выполнения практических заданий, ребята выявили несколько уровней комфортности проживания человека на планете Земля. Благодаря логике сопоставления знаний ученики сформировали понимание зависимости возможных заболеваний человека от места его проживания. Главная цель образовательного процесса была достигнута: каждому ученику на уроке было обеспечено личностное приращение.
Урок японского языка в 11А классе по теме «На вкус и цвет товарищей нет» предложила Курбатова Е.А. Содержанием урока стало изучение традиций народов. Порадовало свободное владение учащимися японским языком. Ученики выражали свою точку зрения и не стеснялись своего незнания, ведь именно для этого они и приходят в Гимназию – накапливать новые знания и смыслы. Урок – исследование по биологии в 10Б классе по теме «Клетка. Клеточная теория» дала Присяжнюк А.А. Учитель начал свой урок с актуализации знаний учащихся о цитологии. Вместе определили проблему исследования: Все ли организмы состоят из клеток? Одинаковы ли клетки организмов разных царств? Учащимся самостоятельно предстояло выдвинуть гипотезу исследования, поставить цель, определить задачи, составить план исследования, защитить полученные результаты и сделать выводы исследования. Ребята отметили, что остались белые пятна в их исследованиях, а значит, учеников ждут новые интересные открытия.После уроков педагогам предстояло заполнить лист рефлексии и ответить на вопрос: «Какими личностно значимыми смыслами приросли учащиеся на этих уроках?».
На следующем этапе семинара педагогам было предложено разделиться на группы и попробовать сконструировать урок с помощью карточек с описанием форм, методов, приёмов работы на различных этапах урока, в различных классах, по предметам, которые выберет группа. К работе были предложены карточки – конструкторы занятия (урока).
Каждая группа объясняла выбор тех или иных карточек, и объяснила результат .
Присняк Е.А. – заместитель директора по УВР и учитель русского языка поделилась опытом с коллегами по теме «Организация образовательного процесса гимназии в контексте формирования функциональной грамотности». По результатам мониторинга по функциональной грамотности в гимназии был проведён педагогический совет. Сегодня организована планомерная работа, результаты которой не заставили себя ждать.
Интересен опыт самой Елены Александровны, которая использовала чек из магазина для изучения числительных (дата покупки, сумма), имён собственных (название организации), лексикологии (операция), культуры речи (Благодарим за покупку).
Тема спикера круглого стола Казак Е.Г. «Методическое планирование – основа развития образовательной организации». Екатерина Геннадьевна рассказала об этапах проектного управления. Предложила присутствующим на семинаре начать работу в этом ключе с приведения в соответствие с требованиями проектного управления планов работы методических объединений.
В заключении семинара каждый участник ответил самому себе на вопрос: «Какими идеями я сегодня прирос?». Когда каждый учитель сможет ответить себе на этот вопрос, тогда и каждый ученик точно прирастёт личностно значимыми для себя смыслами.
Пед дизайн 25.11.22