Речь на кончиках пальцев
Из пятидесяти приходящих в садик ребят лишь трое-четверо говорят ясно и четко, и это уже хорошо, а с речью остальных надо работать — считают воспитатели и логопеды нашего городского округа.
Из пятидесяти приходящих в садик ребят лишь трое-четверо говорят ясно и четко, и это уже хорошо, а с речью остальных надо работать — считают воспитатели и логопеды нашего городского округа.
Все больше детей с различными отклонениями и нарушениями речи в частности — так считают педагоги, работающие с малышами в наших детских садах. Об этом они говорили в пятницу, 4 февраля, на семинаре в детсаду №1, посвященном использованию нейропсихологических подходов в работе с детьми с нарушениями речи.
В одних детсадах с такими детьми занимаются в специальных логопедических группах, в других садиках организуют логопункты. И помимо уже показавших свою эффективность методик педагоги пробуют и современные, новые. Наработками они делились на семинаре, а коллектив детсада №1 проводил открытые занятия вместе со своими воспитанниками, в их числе дети с особенностями здоровья, инвалидностью. Но регулярные занятия дают эффект, и это видно по детям. Неплохо повторять их и дома для закрепления результата. Еще эти методики могут быть интересны для родителей детей не только с различными особенностями развития, алалией, дислалией, дизартрией, поведенческими нарушениями, но и для одаренных ребят. Дело в том, что такие упражнения синхронизируют работу полушарий головного мозга, формируя новые нейронные связи, что очень полезно для памяти, усидчивости, воображения, скорости реакции, координации, эмоционального интеллекта и не только. И самим родителям не будет лишним выполнять эти задания вместе с детьми.
Часто логопеды повторяют «наша речь на кончиках пальцев», говоря о мелкой моторике. Для ее развития полезно эти самые кончики пальцев соединять поочередно в колечко — большой палец каждой руки с указательным, затем со средним, безымянным и мизинцем. На скорость в прямом и обратном порядке, на внимательность в произвольном порядке, а еще делая различные колечки, соединяя между собой пальчики двух рук.
Хорошо себя зарекомендовало упражнение «Ухо – нос»: одной рукой ребенок берется за нос, второй за ухо, потом меняет руки. В процессе можно для усложнения задачи приседать, читать наизусть стихи.
Полезно ходить по резиновым и пластиковым ортопедическим коврикам с разной текстурой — гладким, с имитацией камешков, песка, с длинным ворсом.
Возможно, некоторые родители уже успели купить своим детям нейроскакалку. Это не просто модная «палка-скакалка», а весьма полезный спортивный снаряд. Она представляет собой не резиновый шнур с двумя ручками, а эластичную небольшую палку с кольцом на одной стороне и колесиком на другой. Кольцо надеваем на одну ногу и начинаем вращать, второй ногой перепрыгиваем через колесико. Это уже неплохо тренирует равновесие, синхронность движений. Но если еще при этом читать наизусть текст — еще полезнее для мозга. Трудно? А дошколята на семинаре показали, что это у них получается довольно ловко и слаженно.
Маленькая пружинка в форме массажного колечка для терапии су-джок хорошо стимулирует рефлекторные точки, нервные окончания на пальцах, если его систематически надевать на каждый пальчик и катать вверх-вниз. Полезно для самомассажа катать между ладошками колючий шарик, еловую или сосновую шишку и вообще играть с любыми мячами.
Педагоги сетуют, что сейчас все меньше детей знает подвижные дворовые игры, а теперь если кто-то во что-то играет во дворе, то знает далеко не все, во что играли в своем детстве их старшие родственники. Сидячий образ жизни современных детей не идет на пользу их развитию, в том числе речевому. Так что скакалки, классики, городки, резиночки, вышибалы, отбивание мяча от стены — это не только весело, но и очень полезно, как оказалось. А классики можно наклеить и дома на пол с помощью изоленты, пластыря либо поискать в интернете готовые специальные наклейки в виде игрового поля с цифрами.
Небольшой мешочек наполните крупой или песком и зашейте либо завяжите. Его подбрасываем то одной, то другой рукой и ловим, успевая хлопнуть в ладоши, пока мешочек летит, еще передаем его друг другу за спиной и с закрытыми глазами.
Когда идете по улице, обсуждайте с ребенком увиденное. В качестве примера можно взять на вооружение одно из занятий с детьми на семинаре. Итак, сейчас на улице зима, и хотя приморская погода не всегда радует снегом, но можно о нем хотя бы поговорить. У слова «снег» много родственных. Их попробуйте вспомнить вместе с ребенком: снежинка, снеговик, Снегурочка, Белоснежка, снегокат, снегоход, подснежник, снегири. Обсудите, что умеют делать снежинки — летать, кружиться, хрустеть под ногами, собираться в сугробы, сверкать, блестеть, таять. Пофантазируйте, что было бы, если б снежинки были тяжелыми, колючими, черными.
Для еще одного полезного занятия на развитие зрительной памяти понадобится квадрат, расчерченный на девять клеток. В каждой – картинка, изображение какого-либо предмета. Запоминаем, что нарисовано в каждом из трех рядов, придумывая предложение, в котором будут фигурировать по три предмета. Потом закрываем весь квадрат и вспоминаем все, что было изображено в каждом ряду.
Начертите на земле, асфальте или наклейте на полу две линии близко друг к другу — одна зигзагом, другая волной. Возьмитесь за руки с ребенком и встаньте боком к линиям и начинайте двигаться по ним, стараясь не сбиться. Один будет перемещаться по зигзагу, другой по волне, не разжимая рук.
В веселую игру «Твистер» необязательно играть компанией. Можно и одному постараться пройти игровое поле, поочередно перемещая руки и ноги по разноцветным кружочкам. На них можно произвольно наклеить изображения стоп и ладоней.
Обычный спортивный обруч можно не крутить на талии, а положить на пол и в разной последовательности шагать и прыгать в круг и из круга. Хорошо, если кто-то из взрослых будет рядом задавать ритм и давать команды, чтобы ребенок внимательно их слушал и успевал сориентироваться.
Полезно рисовать двумя руками одновременно, проводить линии по специальным доскам с прорезями для рисования, ходить по бордюру или одной линии, развивая баланс тела. Делайте вместе фигуры из пальцев и кистей рук для театра теней. Поставьте в комнате стулья так, чтобы получился лабиринт, и ходите по нему вместе с ребенком. Встаньте на стул и раскачивайте скакалку как маятник, а ребенок должен успеть пробежать так, чтобы не коснуться его.
Еще на семинаре говорили о набирающей в последние годы популярность творческой технике с названием нейрографика. Проще говоря, это рисование, помогающее, в частности, снять нервное напряжение, проработать внутренние установки, укрепить психологическое здоровье после пережитого стресса. Этим лучше заниматься перед сном. Такая арт-терапия полезна для всех возрастов.
Элементы на листе бумаги рисуем в определенной последовательности, сначала озвучив то, что вас волнует. Произвольно ведем непрерывную линию – так, как захочется. Затем зарисовываем места соединения линий, сглаживая углы. Линии должны быть сглаженные, без острых углов, основные фигуры — круги, спирали и дуги. Свободное пространство также заполняем плавными линиями-волнами. Все это может пересекаться и объединяться друг с другом, напоминая нейронную сеть, реки, ветви и корни деревьев. Отдельные участки абстрактного рисунка можно соединить между собой, закрасив цветными карандашами и маркерами. Результат не оценивается с позиции красиво или некрасиво получилось, важнее состояние, к которому приходит человек.
Анна Сергиенко