Год педагога и наставника | Интервью: Марина Фролова
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Педагогическое сообщество в «Океане» – это особенная команда, перед которой стоят непростые задачи по формированию образа образования будущего.
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Педагогическое сообщество в «Океане» – это особенная команда, перед которой стоят непростые задачи по формированию образа образования будущего.
Накануне Дня учителя редакция медиацентра взяла интервью у начальника управления общего и дополнительного образования Марины Инсафовны Фроловой, которая рассказала, кто такой «педагог-океанец» и как в Центре устроена образовательная система.
– Марина Инсафовна, расскажите, из чего в целом состоит образовательная структура «Океана»?
Основные виды деятельности «Океана» – это общее и дополнительное образование. Даже если мы говорим про «необразовательные» структуры нашего Центра, они всё равно включены в этот процесс. В широком смысле слова, каждый взрослый человек в «Океане», начиная от повара и заканчивая директором, – педагог, даже если он не имеет соответствующего образования.
Если говорить о тех, кто именуется педагогом профессионально, то в структуре Центра находятся такие образовательные подразделения: детский сад, школа, отдел дополнительного образования, детский инженерно-технический центр, эколого-биологический центр и детский морской учебно-тренировочный центр. К педагогическим работникам мы также относим и педагогический коллектив отдела физической культуры, технических и водных видов спорта. На дружинах тоже трудятся педагогические работники – старшие вожатые и начальники дружин. И, конечно, в образовательный процесс включены вожатые. Без них нельзя представить работу нашего Центра.
В школе «Океана» работает 23 человека, из них 8 сотрудников имеют высшую педагогическую категорию. Нужно отметить, что наши педагоги проходят аттестацию не на региональном уровне, а на уровне Министерства просвещения Российской Федерации. Быть аттестованным такой высокой инстанцией – это очень ответственно и почётно. Также в океанской школе работает Заслуженный учитель России – Галина Александровна Кравец, а ещё несколько человек имеют звания «Почётный работник общего образования».
Кроме того, в «Океане» работает 33 педагога дополнительного образования. Среди них также есть педагоги высшей категории. Мы привыкли, что это звание имеют педагоги с большим стажем работы. Но в нашем Центре высшая категория есть и у молодых специалистов.
Наши педагоги постоянно участвуют в конкурсах профессионального мастерства. В прошлом году в круг финалистов Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» вошла руководитель студии «Мастер-шеф» Галина Игоревна Эгамбердиева.
В детском саду сегодня работает 16 педагогов: из них 3 педагога с высшей категорией.
– Расскажите, в чём особенность работы педагогов «Океана»?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, в чём заключается специфика детей нашего Центра.
Во-первых, это временный детский коллектив. Ребята приезжают в «Океан» из разных регионов. Они из разных социальных слоёв, с неодинаковым интеллектуальным, психо-эмоциональным, творческим потенциалом.
Во-вторых, в «Океане» ребята находятся автономно. Здесь дети вырываются из привычных социальных условий и ролей. Они находятся в искусственно созданной среде. Эта автономность погружает детей в красивую, яркую, насыщенную жизнь.
В-третьих, в Центре реализуется открытый характер жизнедеятельности. Каждый ребёнок находится на виду. В обычной жизни педагоги не видят детей за пределами образовательного процесса. В «Океане» мы знаем, как ребята ведут себя в разных ситуациях: как общаются со своими сверстниками, ходят в школу, как проявляют себя в творчестве и в быту.
Особенность специалистов «Океана» заключается в том, что они, как и дети, постоянно на виду. Образовательный интенсив, который мы создаём для детей, не даёт учителям формально подходить к своему делу.
За год наши педагоги встречают участников 14-16 образовательных смен. У них всего 21 день на то, чтобы нащупать запрос, с которым приехал ребёнок, и дать ему возможность реализоваться. И если наш педагог не сможет проникновенно и искренне участвовать в судьбе ребёнка в этот период, то у нас просто ничего не получится.
Поэтому педагог «Океана» сконцентрированный, мобилизованный, обладает высоким уровнем профессионализма. Наши учителя видят, что важно и необходимо детям. В этом и выражается ориентация на персонализацию образования.
Миссия наших педагогов не только в том, чтобы познакомить детей с новыми способами образовательной деятельности, увлечь и предложить им новое и интересное, но и в том, чтобы поговорить с ребёнком о его жизни. В «Океане» педагоги говорят о жизни самого ребёнка. Помогают ему понять, что он хочет, как он думает, как оценивает себя, что возьмёт из «Океана» с собой. Очень важно дать ребёнку попробовать спроектировать своё будущее.
«Океан» – место для саморазвития детей. В этом, с нашей точки зрения, заключается «образование будущего». Кроме того, «образование «Океана» будущего» мы видим целостным, вариативным, гибким, нелинейным и неформальным. Педагоги нашего Центра дают возможность ребёнку понять, как саморазвиваться и самообразовываться. Это те самые компетенции, которые нужны сегодня каждому, чтобы быть успешным в будущем.
Наше образование – это качественная целостность, которая обладает несколькими особенностями.
Первая – это внутреннее развитие ребёнка. В «Океане» дети учатся прислушиваться к себе, познавать себя, понимают, что такое интуиция, эмпатия, чувство подлинности и жизненности.
Вторая особенность – межличностный характер образования. Мы формируем взаимоподдерживающие отношения к людям, мы учимся друг у друга. В нашей образовательной среде Другой становится для тебя ресурсом развития.
Третья – межвидовой характер образования. У детей есть возможность познавать мир системно: на уроках биологии они изучают океанскую экотропу, а затем продолжают погружение в экологию на занятиях дополнительного образования, например, создавая косметику из морских водорослей. Такой подход формирует понимание того, что всё в мире взаимосвязано.
Четвёртая особенность – это межпоколенческое образование. Мы помогаем детям увидеть связь между событиями и поколениями. Это требует особенных умений от педагога: работать с аудиторией, где есть дети от 6 до 17 лет. Кроме того, мы активно выстраиваем связь между детьми, вожатыми и педагогами. В обычных образовательных учреждениях такого нет.
– Каким человеком нужно быть, чтобы соответствовать таким высоким требованиям?
Действительно, специфика «Океана» такова, что здесь нужно быть особенным педагогом. Наши педагоги живые, искренние, они успевают адаптироваться ко всему новому. Ведь к нам приезжают дети с высоким уровнем интеллектуального развития и творческих способностей. Чтобы быть интересным этим детям, нужно постоянно самосовершенствоваться. Чтобы выдержать формат нашего образовательного интенсива, нужно быть на острие, быть интересным, быть в движении. Те, кто остаётся здесь работать, искренне влюблены в свою профессию!
В настоящее время в Центре проходит конкурс педагогического мастерства, первым этапом которого стало эссе на тему «Мне имя – Учитель». Одна из учителей, Дарья Владимировна Кузьменок, сравнила образование в «Океане» с морем:
«Океанский учитель смотрит на море вдаль. Море часто неспокойно. Море даёт возможность двигаться в любом направлении. Мы остаёмся на своём месте, но море каждый день разное. У моря своя история. Море – это по любви! Учительство – это по любви! Говорят, любовь живёт три года – нагло врут. Любовь – это “и жили они долго и счастливо...”. У каждого моря есть своё имя. Имя моего моря – океанский учитель!».
Я всегда с восторгом смотрю на наших педагогов и очень горжусь ими! Это неординарные и творческие люди. Горжусь, что они точно знают, что они «педагоги-океанцы». Какой смысл вкладывается в это понятие! Чтобы стать таким педагогом, нужно быть очень искренним, творческим, живым человеком. Именно поэтому «Океан» занимает лидирующую позицию в образовании нашей страны.
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Мы планируем провести наш внутренний конкурс профессионального мастерства и выйти на всероссийский уровень. Важно, чтобы педагоги «не варились» только здесь, в пределах Центра. Этот конкурс даст возможность участвовать в региональном этапе конкурса «Учитель года», а потом, возможно, во всероссийском. Также хотим расширить наш внутренний конкурс – сделать его не только для учителей или педагогов дополнительного образования, но и для воспитателей, инструкторов и других педагогических работников, чтобы была возможность включиться во всероссийский этап по всем направлениям. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём мы говорим сегодня, было серьёзно обеспечено с методической стороны. Мы определили с коллегами, что работа в методическом направлении будет приоритетной. В планах провести педагогическую конференцию, связанную с проблемами педагогической диагностики. Ещё хочется возродить педагогические чтения. Нельзя совершенствовать педагогическое мастерство, не зная трудов классиков педагогической мысли. Сегодня это актуально и хочется переосмыслить эти идеи и понятия.