Зоны липового покоя: приморские пчеловоды обсудили проблемы отрасли на круглом столе
Три года назад пчеловоды Приморья добились создания «зон покоя» по заготовке липы, на которых запрещена промышленная вырубка этих ценных медоносов, не включённых в Красную книгу, а потому активно уничтожающихся.
Три года назад пчеловоды Приморья добились создания «зон покоя» по заготовке липы, на которых запрещена промышленная вырубка этих ценных медоносов, не включённых в Красную книгу, а потому активно уничтожающихся. Два года спустя их границы расширили – сейчас они составляют почти два миллиона гектаров. Однако пока «зоны покоя» работают не так эффективно, как хотелось бы. Об этом и о других проблемах пчеловодства и лесной промышленности в целом поговорили эксперты на круглом столе, который в минувшие выходные состоялся в рамках медового фестиваля в посёлке Анучино.
Беспокойные зоны
Вопиющий случай, связанный с вырубкой липы в «зоне покоя», произошёл совсем недавно в районе Ливадийского хребта Партизанского городского округа – именно здесь, в окрестностях Пидана и Фалазы, краевые власти обещали создать новый природный парк «Южно-Приморский». По предварительной оценке, ущерб, нанесённый черными лесорубами местной природе, составил более ста тысяч рублей, а объёмы заготовки составили около 20 тысяч кубометров.
«Работу на лесосеках постоянно приходится жёстко контролировать, потому что непосредственно в «зонах покоя» начались незаконные рубки липы, – рассказал член правления приморского Союза пчеловодов Александр Юркин. – Кроме того, некоторые лесные кварталы почему-то не входят в эти зоны, и бывает так, что с одной стороны от пасеки липу не вырубают, потому что на неё границы «зоны покоя» распространяются, а с другой, наоборот, вырубают. Нужно их уравновесить».
Как отмечают специалисты Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, существующий перечень «зон покоя» создавался без проведения серьезного исследования по количеству и расположению таёжных пасек в Приморском крае, и многие территории, имеющие важное значение для ведения таёжного пчеловодства, туда не были включены. Соответственно, липу продолжают рубить на участках рядом с пасеками.
Чтобы исправить эту ситуацию, АНО «Центр природоохранных инициатив» при поддержке Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы проводит картирование таежных пасек в Приморском крае. На сегодняшний день на интерактивную карту нанесено 730 пасек (283 – стационарные и 447 – кочевые), работы продолжаются.
Не топтаные тропинки
Пчеловоды пожаловались, что процедура оформления документов на участок, где планируется расположить пасеку. занимает слишком много времени. Этим пользуются лесозаготовители, которые активно вырубают липу на пока ещё «ничейном» участке. В итоге к моменту, когда пасека наконец будет оформлена, взять с неё пчеловодам уже будет нечего.
При этом в настоящее время процедуру даже упростили – сейчас участки под пасеки площадью до одного гектара не арендуют, а оформляют в безвозмездное срочное пользование на пять лет. Это освобождает пчеловодов от арендных платежей и многочисленных отчётов (об использовании и воспроизводстве леса, его охране и защите, противопожарных мерах и так далее). Кроме того, в отличие от, например, ЕАО, где действуют более сложные правила, приморским производителям мёда не нужно делать объёмный проект освоения лесов. Но даже при таких лояльных условиях оформить участок довольно непросто.
«Для пенсионера (а у нас большая часть пчеловодов – пенсионеры), который практически не пользуется телефоном и живёт в тайге, это настоящая проблема. Ему нужно с тремя разными заявлениями обратиться в министерство лесного хозяйства, поставить участок на кадастровый учёт, делать межевые планы, регистрироваться на сайте «Госуслуг», – объяснил директор АНО «Центр природоохранных инициатив» Александр Олифиренко. – У нас была идея получить грант и организовать группу, чтобы собирать пакеты документов. Тогда пенсионерам не пришлось бы изучать эту законодательную процедуру самостоятельно, потому что существовал бы специалист, который уже протоптал эту тропинку».
Такая услуга, добавил он, была бы бесплатной для пенсионеров, а социально защищённые граждане получали бы её по себестоимости. Однако проект так и не получил грант.
Доходный лес
Ещё одна проблема – подрезные волока, которыми исполосованы приморские леса. Проще говоря, это глубокие и длинные канавы, оставленные бульдозерами лесорубов на месте заготовки.
«У нас больше 90 процентов вырубок относятся к так называемым выборочным, которые по сути являются запрещёнными приисковыми – это когда заготовитель заходит в лес и забирает самые лучшие деревья, а худшие оставляет. Это приводит не только к экологической деградации, но и к отрицательной селекции», – добавил Александр Олифиренко.
По его словам, площадь этих волоков в лесу должна составлять не больше 15 процентов, по факту же она занимает от 30 до 50 процентов. Впрочем, в последние годы лёд тронулся: краевые власти постепенно переходят от аренды лесных участков к покупке лесных ресурсов на корню. По старой схеме арендаторы платили государству порядка ста рублей за один кубометр древесины, тогда как продавали его в среднем за 200-300 долларов (а дуб в прежние времена доходил до 1200). Сейчас же древесина покупается на аукционе по адекватной цене: не за 100, а за 5000 рублей.
«В результате, за последние два года объём сборов с эксплуатации лесных ресурсов вырос в десять раз. С каких-то «смешных» 400 миллионов до примерно 5 миллиардов. Лесникам с этого года по этой причине увеличили зарплаты в два раза», – сказал Александр Олифиренко.
Из этих пяти тысяч, продолжил руководитель Центра природоохранных инициатив, 4900 поступает в краевой бюджет. В том числе, благодаря этому в крае начали строить лесные питомники.
По завершению круглого стола участники встречи приняли резолюцию, в которой отобразили все упомянутые вопросы.
Отметим, продолжался медовый фестиваль два дня. Помимо делового общения экспертов он также включал развлекательную программу. На главной площади посёлка развернулась широкая ярмарка. Центральное место на ней занял мёд разных сортов и времени и места сбора. Цены на продукцию разнились от производителя к производителю, но в среднем за литр липового просили около 450 рублей.
Помимо мёда на ярмарке можно было купить сувениры, выпечку и украшения, выполненные местными мастерицами. Кроме того, гостям предложили бесплатно отведать плов и посмотреть выступления музыкальных коллективов.
Источник — Новости VL.ru