Посол МИД России отметил работу Приморья в рамках «Курса на Восток»
В течение последний практически полутора лет вся Россия живет в новых реалиях.
В течение последний практически полутора лет вся Россия живет в новых реалиях. Несмотря на все первоначальные трудности для страны были открыты новые возможности и горизонты. Так Приморский край продолжил налаживать работу с ближайшими соседями в рамках «Курса на Восток». Чего стоит ждать дальше от сотрудничества со странами АТР и другими партнерами. Руководитель Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке – Посол по особым поручениям Андрей Броварец рассказал РИА VladNews о международных связях, «Курсе на Восток», Концепции внешней политики России, а также о том, как Приморье живет в условиях санкций и в каких областях активно развивается.
- Андрей Петрович, расскажите, как повлияли зарубежные санкции на Дальний Восток и Приморье в частности?
- 2022 год для всей нашей страны можно назвать переломным. Были сброшены маски, отринуты концепции. Но появились и новые возможности. В том числе для любимого Приморья.
Первое полугодие прошло в обстановке максимальной неопределенности. Крупнейшие контейнерные перевозчики перестали заходить в порты, приостановились инвестпроекты и побратимские программы, уехал иностранный персонал совместных предприятий, прекратилось международное авиасообщение.
- Каковы новые реалии в связи с этой ситуацией?
- Порты удачно заместили выбывшие компании и сейчас активно развиваются. В ноябре из Владивостока возобновили международные полеты. Также увеличилась торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой.
- Сегодня мы много говорим о «курсе на Восток» и расширении связей со странами АТР, есть ли для нас какие-то плюсы? Это как-то скажется на внешней политики России?
- За 2022 год валовый региональный продукт Приморья вырос на 15%. В 2023 году прогнозируемый рост – 6%. Внешнеторговый оборот вырос на 22%. Иностранный бизнес продолжил реализовывать инвестиционные программы на сумму почти 115 млрд рублей. Край посетили 3 млн туристов. Так и выглядит «Курс на Восток».
- Экономика Приморья в новых условиях санкций не просто сохранила устойчивость, но и продемонстрировала высокий потенциал развития, что способствовало этому?
- Несмотря на внешнее давление Приморский край живет и активно развивается. Залогом для этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии.
- Китай является главным азиатским партнером Приморья. Сегодня транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР идет через порты Приморья. Что это значит для нас?
- Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края – это международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ –Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино).
По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тыс. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино - 3,8 тыс.
Все эти годы бюджет России получал доходы от таможенного сопровождения транзита, плату за проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места.
- Во время своего отчета губернатор Приморья уделил особое внимание вопросу «Курса на Восток», чего стоит ждать в ближайшем будущем?
- Прошедший год стал поворотным для Приморского края. Воплощением этого является обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации от марта 2023 года. Региональные приоритеты внешней политики нашей страны прописаны именно в таком порядке. «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика».
Курс на Восток, заявленный президентом – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем.
- Азиатские страны уже давно обратили внимание на Приморье и Дальний Восток, стоит ли нам ждать новых партнерств со стороны других государств?
- Как вы можете видеть, Европа и США ушли из Концепции в самый конец списка, а из Азиатско-Тихоокеанского региона был выделен отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, который замкнул первую тройку. Документ также конкретизировал одну из главных целей кооперации в этом направлении - «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Для Владивостока это значит не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны.